03 февраля 2016
Главный редактор журнала speech: Еще раз про спорт

Главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая в подробностях рассказала о новом, 15-м номере журнала, посвященном спорту, порталу Archi.ru.

Главный редактор журнала speech: Еще раз про спорт

Журнла speech:15

Выбор архитектуры большого спорта в качестве темы одного из номеров speech: был давно предрешен. С одной стороны, спортивные сооружения в принципе являются одним из наиболее востребованных жанров архитектуры XXI века, и это легко объяснить: в урбанизированном обществе физическая культура — едва ли не самый действенный способ разнообразить и наполнить энергией удручающе монотонный образ жизни современного горожанина. С другой, в 2014-м Россия принимала Зимние Олимпийские игры, в 2018-м ждет Чемпионат мира по футболу: между двумя этими крупнейшими (и, что скрывать, наиболее амбициозными) состязаниями планеты как нельзя более уместен вдумчивый разговор о том, какими должны быть сооружения, предназначенные для их проведения.

Казалось бы, ответ на данный вопрос очевиден, и любой специалист назовет ключевые качества таких объектов: они должны быть многофункциональными, энергоэффективными, трансформируемыми и легко приспосабливаемыми под нужды «постпраздничной» реальности. В speech: спорт представлено немало проектов, иллюстрирующих обоснованность этого перечня (или тезис о том, что в идеале должно быть именно так). Это и стадионы Бразилии, построенные к ЧМ-2014, и олимпийские постройки в Сочи, и реконструкция старейшего теннисного корта Мельбурна — Маргарет Корт Арены.

Олимпийский велодром, Афины, 2004. Арх.: Сантьяго КалатраваОлимпийский велодром, Афины, 2004. Арх.: Сантьяго Калатрава

С другой стороны, мегаструктурами, построенными специально для проведения массовых мероприятий и возводящими спортивные состязания в ранг самых зрелищных шоу планеты, типология спортивной архитектуры отнюдь не исчерпывается. Куда более многочисленную категорию составляют объекты, предназначенные для повседневных тренировок, и ее мы также стремились представить в максимальном разнообразии. В нашем спортивном номере опубликованы зал для игры в бадминтон (Швейцария, Jan Henrik Hansen Architects), крикетный клуб (Ирландия, TAKA Architects), муниципальный бассейн (Севилья, Испания, Fernando Suarez Corchete), центр для уличных видов спорта (Дания, CEBRA) и даже арт-инсталляция «Футчебольная площадка» французских архитекторов Guinee*Potin — объект камерный и временный, но очень наглядно продемонстрировавший, насколько важную роль в реновации громадного района может играть спорт. Все эти постройки отличаются друг от друга как назначением, так и масштабом, но конечная цель у них одна — пропагандировать здоровый образ жизни.

Стадион Saitama Super Arena в ЯпонииСтадион Saitama Super Arena в Японии. MEIS Architects

Максимально разнообразной получилась и география номера: в нем представлены постройки Европы, США, Тайваня, Японии, а также Австралии в лице уже упомянутой Маргарет Корт Арены. Кстати, на примере этого объекта можно воочию проследить все основные тенденции современного спортивного строительства — эти пространства стремятся быть многофункциональными и в самом широком смысле универсальными, служа местом не только тренировок и проведения соревнований, но и коммуникации, как социальной, так и градостроительной.

Отдельный обзор мы посвятили лыжным трамплинам, а наша традиционная рубрика «История» анализирует эволюцию типологии олимпийского стадиона. Более подробно о том, какие инновационные подходы применяются сегодня в проектировании спортивных сооружений, speech: рассказали сами архитекторы: французско-австрийский архитектор Дитмар Файхтингер поделился с журналом опытом реализации объектов «повседневного спорта», а американец Дэн Мис раскрыл секреты создания стадионов и арен. Кстати, Дэн Мис стал специальным гостем презентации номера speech: спорт, прошедшей в DI Telegraph, и прочитал лекцию «Мыслить нестандартно: роль инноваций в спортивной архитектуре». Основанное им бюро MEIS Architects реализовало около 15 проектов стадионов и спортивных комплексов по всему миру, включая страны Азии и Ближнего Востока, и, как подчеркивает сам Дэн, разные по форме, конфигурации, площади, эти объекты схожи в одном: они создают не эффектный фон для зрелищных соревнований, но пространство соучастия, подлинного единения спортсменов и их болельщиков.

Олимпийский стадион в Мюнхене, Олимпийские игры 1972 года. Арх. Behnisch & Partner, Фрай ОттоОлимпийский стадион в Мюнхене, Олимпийские игры 1972 года. Арх. Behnisch & Partner, Фрай Отто

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще