Archdaily: «Владение самой обширной сетью архитектурной информации — это большая ответственность»

Приехав в Махачкалу из родного Чили как гости воркшопа «Пространство образования будущего», организованного Центром архитектурных инициатив «МАРШ лаб» и фондом «ПЕРИ», создатели самого популярного в мире архитектурного портала Давид Ассаэль и Давид Басульто (как они сами себя называют — David A. и David B.) рассказали о том, как современные цифровые технологии влияют на архитектуру, как они собираются их применять в архитектурном образовании и почему главные строители будущего будут родом из диких мест.

Archdaily: «Владение самой обширной сетью архитектурной информации — это большая ответственность»

Существует целый ряд авторитетных изданий об архитектуре: Domus, Architectural Review, Detail, Blueprint — считается, что если ты или твой проект попали на их страницы, то это уже международное признание и слава: вас приглашают на лекции и конференции, как по волшебству появляются заказчики. Но, во-первых, у журналов ограниченный тираж, и во многих точках планеты достать их практически невозможно. А во-вторых, что, если ты живешь не в Европе или Америке, а где-нибудь в богом забытом месте — скажем, в Чили, как мы?

Прямо сейчас у нас на родине подрастает поколение очень талантливых сильных архитекторов, которые делают интереснейшие работы. Но из-за своей географической удаленности Чили оказалось в изоляции, в том числе информационной. Какова была вероятность, что молодой чилиец попадет в один из известных архитектурных журналов? Ему бы прежде пришлось поехать в Милан, Нью-Йорк или Лондон, чтобы встретиться с редактором, рассказать ему о своем творчестве — и тогда, если повезет, корреспондент проникся бы и опубликовал материал. А если он о вашей работе так и не узнал, то получается, что архитектурные медиа и те возможности, которые они дают, — не для вас.

Поэтому в 2006 году мы и запустили тот наш первый ресурс на испанском — Plataforma Arquitectura. Идея была простая: создать площадку, на которой мы бы собирали работы молодых архитекторов из Латинской Америки и других стран и давали им возможность заявить о себе, чего не могли предложить обычные архитектурные СМИ. Мы сели за компьютеры — сами связывались с архитекторами, выкладывали информацию на сайт.

Произошла интересная вещь: после того, как на сайте публиковался проект того или иного архитектора, он с удовольствием рассказывал об этом другим архитекторам — своим друзьям, и те тоже начали — уже по собственной инициативе — присылать нам свои работы. Благодаря старейшему маркетинговому инструменту — «сарафанному радио» — популярность сайта стала расти по экспоненте. И однажды с нами связался тот самый журнал Domus — как с экспертами, которые могли бы порекомендовать перспективных молодых архитекторов.

Библиотека в Колумбии. Джанкарло МаццантиБиблиотека в Колумбии. Джанкарло Маццанти

Хороший пример — библиотека в Колумбии, первая большая работа архитектора Джанкарло Маццанти (Giancarlo Mazzanti, archdaily.com). Он выиграл международный конкурс, построил здание, сам сфотографировал и прислал нам. Это на самом деле потрясающая архитектура — три огромных валуна, которые в контексте города смотрятся очень скульптурно и монументально. И мы навсегда запомнили день публикации этого проекта — 19 февраля 2007 года. Потому что буквально три дня спустя мы получили от Джанкарло письмо с благодарностью — за то, что за это время с ним связалось уже 14 издательств со всего мира с просьбой о публикации. И эти издательства были не только испаноговорящими, но и из Китая, Японии, США. Но языковой барьер не стал для них препятствием.

Год спустя мы встретились с Джанкарло в Калифорнии — он уже успел стать профессором местного университета, опубликовал свою библиотеку в различных медиа более 300 раз и получил несколько крупных заказов в Кувейте. Механизм обретения новых возможностей через нашу цифровую сеть сработал — и не только с ним, но и со многими другими. Так мы поняли, что делаем не просто сайт, а целый хаб возможностей.

Самое интересное, что такой портал появился не в Европе или Америке, а в Чили, на краю света. Помогло то, что архитектура — это глобальная профессия, востребованная в любой точке мира. С другой стороны, проблема урбанизации — один из главных вызовов современности, актуальный для всех стран и континентов: взять хотя бы Махачкалу.

Сантьяго-де-Чили очень похож на Махачкалу: отнюдь не центральное местоположение относительно остального мира, за одинаковое количество времени можно добраться до гор и до моря, в окружающей природе мало ярких красок. Но нашего глобального мышления оказалось достаточно: вслед за испанским мы запустили английский сайт — с более коротким и запоминающимся названием archdaily, — и он стал самым большим хабом возможностей для архитекторов всего мира.

Сидим мы как-то вечером, как всегда, работаем за компьютерами. И один из нас говорит: «Мы только что получили письмо от Короля Саудовской Аравии». «Это, должно быть, спам», — отвечает второй. Ну, вы знаете, все эти мейлы про выигрыши, получение наследства и т.п. Но оказалось, что нет — Король Саудовской Аравии пригласил нас на открытие нового университета.

Дело было так: королю Саудовской Аравии приснился ночной кошмар — что в стране закончилась нефть. Наутро он позвал Министра образования и Министра природных ресурсов и дал им задание — создать нечто, что стало бы надежным экономическим базисом для страны, когда в один прекрасный день нефть действительно закончится. И дал им 10 миллиардов долларов и два года на все — разработку, строительство и открытие.

10 миллиардов — очень большие деньги. На них можно построить огромный университет и даже город. У арабов получилось фактически два в одном — университетский городок и университет Науки и Технологий Короля Абдуллы — с третьим по скорости компьютером в мире, между прочим. На его открытие нас и пригласили.

Университет Науки и Технологий Короля Абдуллы. Саудовская АравияУниверситет Науки и Технологий Короля Абдуллы. Саудовская Аравия

На торжественной церемонии мы представляли мировое сообщество архитекторов. И, кажется, в тот раз осознали главенствующую роль архитектуры в самой мощной отрасли в мире — строительстве. Например, при возведении королевского университета повсеместно использовалась терракота от производителя NBK Keramic. Мы ее сразу узнали, поскольку компания — наш клиент. Мы послали им письмо с поздравлениями — мол, отличный вы в Саудовской Аравии сделали проект! Столько тут вашей плитки! А они нам ответили: да уж, проект был тот еще. Нам заказали 200 000 квадратных метров терракоты. Пришлось построить еще один завод, чтобы произвести нужное количество продукции в срок...

Вдумайтесь: за всем этим стоит именно архитектор, который принял решение использовать не дерево или мрамор, а терракоту. Архитектор меняет мир.

Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Палмер Лаки — тоже изменили мир. А еще все четверо в определенный момент бросили учебу — Палмер Лаки, изобретатель шлема виртуальной реальности Oculus Rift, даже в школу не ходил — обо всем узнал из интернета. Между тем, его изобретение в ближайшее время кардинальным образом повлияет на телевидение, СМИ, индустрию развлечений, медицину, музыку, искусство, дизайн, киноиндустрию, производство компьютерных игр, образование, то, как мы занимаемся спорт, сексом и путешествуем, — на всю нашу реальность.

Мы верим, что это будет один из крупнейших технологических прорывов. Инициированный человеком, который учился, не отходя от компьютера. Гуру, создавшие фундамент современной архитектуры, тоже формально не посещали специализированные институты — для них гораздо важнее было путешествовать.

И мы подумали: архитектор будущего — кто он? Точно мы не знаем, но можем предположить. Это будет житель развивающейся страны, его мир будет сформирован интернетом и, мы надеемся, он будет читать archdaily.

Еще недавно половина человечества жила в сельской местности. Но в 2010 году произошел перелом — больше 50% всех людей на планете оказалось в городах, сейчас это 3,3 миллиарда. А к 2050 году в городах будет жить уже 75% населения — 6,6 миллиарда. То есть за 30 лет число жителей городов удвоится!

По причине того, что города вынуждены расти так быстро, происходят несчастные случаи и катастрофы — из-за ошибок и низкого качества строительства гибнут люди. Поэтому образовывать должным образом строителей и архитекторов — важно для выживания всей нашей цивилизации.

Давид Ассаэль и Давид Басульто

Отсюда возникла наша следующая миссия — улучшить качество жизни тех трех миллиардов людей, которые в ближайшие 35-40 лет переедут в город, вдохновляя и направляя архитекторов, которые сталкиваются с проблемой урбанизации уже сейчас. Именно поэтому в этом году мы запускаем собственный образовательный проект — Академия Archdaily.

У нас уже собрана гигантская библиотека знаний как о современной, так и о классической архитектуре, строительных материалах и технологиях. Но это статичная библиотека. Если вы вдруг просто окажетесь в одиночестве между заполненными книгами стеллажами, вам будет непросто вот так сходу чем-то научиться — понадобится правильно заданное направление поиска. И мы думаем о том, как задать этот вектор и как превратить нашу библиотеку знаний в образовательный процесс.

Да, сегодня и MIT, и Гарвард, и некоторые другие университеты выкладывают на свои сайты образовательные курсы по архитектуре — причем совершенно бесплатно. Мы тоже будем работать в этом направлении — но это станет лишь началом. Чтобы понимать архитектуру, ты должен понимать пространство. В данный момент тот способ, которым проекты представлены на нашем сайте, ограничен и недостаточно глубок. В основном это картинки. Видео, конечно, лучше, но тоже не дает полного представления о пространстве.

Людям — и архитекторам в особенности — быстро становится скучно. Мы не случайно упомянули Палмера Лаки: технологии виртуальной реальности развиваются очень быстро, и уже сегодня смотреть порно в шлеме Oculus Rift — это абсолютная фантастика. Думаем, что архитектурные впечатления и ощущения на очереди. Сейчас весь наш чилийский офис сидит в очках Google Cardboard — мы возлагаем на подобные вещи большие надежды.

Авангард архитектурного образования сейчас развивается и в России. С тех пор, как здесь появились МАРШ и «Стрелка», трафик из вашей страны постоянно растет — а все потому, что новые институции ориентированы на иные формы образования, активно использующие в том числе интернет. Мы со своей стороны это видим.

Только в прошлом году мы посетили Бразилию, Мексику, Россию, Китай, Индонезию — и везде встречали одинаковые магазины, одинаковую одежду, одинаковые рестораны. Вот только представьте себе — я живу на другом конце мира, но ношу ту жу одежду, что и вы! Почему все в мире становятся одинаковыми? Потому что это стало возможным! Выросли возможности производства, логистики, дистрибуции.

Взять того же производителя одежды ZARA и его производства: выпуск более миллиона единиц одежды управляется здесь только с помощью роботов и машин, практически без участия человека! Это не будущее — это настоящее логистики. В Китае, например, даже грузы перевозят дроны.

В процессе унификации не обходится, конечно, без пропаганды со стороны киноиндустрии и СМИ. Думаете, почему многие наши города так неоправданно растянуты, и мы вынуждены проводить два часа в день в автомобиле? Ответ прост: кому-то когда-то нужно было продать много машин!

Идея о том, что жить в пригороде значительно лучше, чем в городском центре, тоже навязана и внушена извне. Так же, как мнение, что иметь машину — это другая степень свободы, принципиально отличающаяся от того, как если бы ты пользовался общественным транспортом или ходил пешком.

Мы пришли к выводу, что за последнее столетие большая часть человечества под влиянием рекламы покупала себе такой образ жизни, который сформировал наши города крайне неэффективными и неустойчивыми.

Стеклянные башни — символ прогресса в отличие от традиционной архитектуры? Еще один стереотип. Из-за которого фактически одинаковые башни строятся в Сан-Франциско, Гонконге, Чили, Южной Корее. И умудряются при этом становиться «иконами места». Мы поняли, что тоже стали частью этой проблемы, потому что без разбора транслируем в мир все, что в нем появляется. И сегодня хотим эту ситуацию переломить.

Давид Ассаэль и Давид Басульто

Нельзя недооценивать влияние медиа на то, как строятся города. Владение самой обширной сетью архитектурной информации — это большая ответственность. Чтобы предотвратить негативные эффекты глобализации, мы теперь решили сконцентрироваться на местной архитектуре и местных строительных технологиях, местных материалах. И, что приятно, это находит отклик у наших читателей. Такие проекты, кстати, всегда нравятся и местным жителям. К тому же они более энергоэффективны, поскольку тратится меньше усилий на доставку материалов.

Скопировать подобный проект не получится, зато он способен вдохновить. Мы стараемся подчеркивать различия между разными контекстами и разными культурами — в том числе и за счет разных версий archdaily (в Бразилии, Мексике, Китае), каждая из которых фокусируется на чем-то своем.

Почему именно наш сайт стал успешным? Мы сами себе задаем этот вопрос. Может, потому, что мы архитекторы и лучше понимаем свою целевую аудиторию? А возможно, и потому, что все решения, которые мы принимаем, — мы принимаем как архитекторы. Это касается не только контента, но и архитектуры сайта, дизайна, маркетинга, технической поддержки. Архитекторы производят для архитекторов — это принципиально. На других сайтах в основном работают журналисты, но мы как архитекторы даже не знали каких-то вещей, которые знают они. И это нам, как ни странно, помогло. Например, мы не знали, что нельзя совмещать контент и рекламу. Мы стали так делать — и это сработало.

Мы архитекторы, но нашли другой способ заниматься архитектурой. До этого оба хотели изучать медицину. Потом подались в архитектуру, потому что поняли, что с ее помощью тоже можно помогать людям. А после оказалось, что, затрачивая то же количество времени, можно помогать еще большему количеству людей — занимаясь урбанистикой.

И сегодня мы можем помочь архитекторам создать лучшую жизнь для людей. Мы не видим наших построенных домов, но получаем огромное удовлетворение от своей работы. Потому что помогаем стольким архитекторам помогать другим.

Благодарим организаторов воркшопа «Пространство образования будущего» в Махачкале – Центр архитектурных инициатив «МАРШ лаб» и фонд «ПЕРИ» за помощь в подготовке материала

Юлия Шишалова

РАССЫЛКА arch:speech