Андрей Киселев об образовательной программе Synthesis: «Архитектура должна реагировать на вызовы времени»

В этом году одним из спецпроектов фестиваля «Перспектива», направленного на выявление на архитектурном небосклоне новых талантов, станет образовательная программа Synthesis, посвященная детальному исследованию синтеза культуры и науки. Программа такого формата устраивается впервые — о том, чего не хватает сегодня молодым архитекторам, как сказывается на архитектуре технический прогресс, как не допустить ее превращения в «строительный дизайн» и, собственно, зачем идти на Synthesis с 22 по 24 апреля, archspeech рассказал один из кураторов программы — преподаватель МАРШ и БВШД Андрей Киселев.

Андрей Киселев об образовательной программе Synthesis: «Архитектура должна реагировать на вызовы времени»

Любое творческое образование — это «навык + сопричастность»: студент учится базовым профессиональным навыкам (черчение, моделирование, и т.п.) на примерах, «пропуская через руку» пропорции и связи, воспитывая тем самым видение и вкус. На сегодняшний день я вижу огромный разрыв в этой связке — навык и сопричастность уже не идут параллельно друг другу.

В институтах студентов учат прекрасным вещам, таким как академическое черчение, начертательная геометрия, тушевая отмывка. Все это делается руками. К сожалению — а может, и к счастью, — рабочим инструментом архитектора становится не рука, а компьютер. И тут мы видим парадокс. Почему-то руками нас учат красоте, но, когда мы идем на компьютерные курсы, то сталкиваемся в примерах не с классическими образцами хорошего вкуса и/или истории, а с «какими-то планировками», «какими-то домиками» — зачастую это некие абстрактные примеры. Не имеющие ни истории, ни эстетики.

Вот вам забавный факт: знаете, в чем самая частая ошибка современных цифровых иллюстраций? Удивитесь: это линия горизонта. Все просто не хотят с ней считаться. Все делают трехмерную болванку, а на нее насаживают людей. Но когда архитекторы начинают вставлять людей, очевидные, казалось бы, вещи — линия горизонта и точки схода — игнорируются напрочь.

Synthesis

Продолжу перечисление забавных фактов: перечитывая методичку по отмывке и черчению МАРХИ (от 1983 г.), я не нашел там ничего про чернила или тушь. Разве что в самом начале. Зато там множество принципов, которые не потеряли своей актуальности и по сей день.

Сейчас, вместе с командой Synthesis, мы работаем над принципиально новыми курсами для архитекторов. Там будет возможность освоить AutoCAD и ArchiCAD, Sketchup, 3DMax, Cinema4D на классических примерах академической архитектурной школы, будет возможность научиться отмывке в Photoshop или Illustrator. Вместе с тем мы дадим базовые принципы построений из начертательной геометрии, тени и т.п.

Мы называем это «Оцифровка». Курсы мы запустим уже в середине этого лета. Я думаю, это именно то, чего не хватает молодым архитекторам сегодня. Освоения навыка в связке с сопричастностью. Мы расскажем, как применять уже имеющиеся знания в связке с актуальными инструментами.

Я ясно вижу, что, если сейчас этого не сделать, вскоре техники академической школы будет безвозвратно утеряны. И я мог бы рассказать еще массу подобных историй о нестыковках и странностях в архитектурном образовании сегодня, возможных путях их решения — но это тема для отдельной большой статьи.

Идея программы Synthesis — сделать шаг навстречу искусству и технологиям, открыть им «двери архитектуры», чтобы увидеть новые пути для развития профессии в современном мире.

Synthesis

Ничто не возникает на пустом месте, да и сама идея синтеза искусств вокруг архитектуры родилась в начале ХХ в. В 1919 году была основана группа живописно-скульптурно-архитектурного синтеза (СИНСКУЛЬПТАРХ). В разное время в группу входили Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, В.И. Мухина, А.М. Родченко. Участники ставили перед собой задачи создания архитектуры, «объединяющей все достижения отдельных искусств» — архитектуры, живописи и скульптуры. Они был сосредоточены на поиске нового стилистического языка архитектуры, взяв за основу формальные и эстетические достижения искусства того времени.

Люди синтезировали знания и ранее, в результате чего мы, собственно, живем в мире невероятных технологий и непрерывных открытий. Сегодня, в эпоху гаджетов, дополненной реальности и ховербордов, это позволяет нам автоматизировать целые сферы человеческой деятельности. Но как прогресс сказывается на роли архитектуры?

Прогресс приносит виртуализацию функций. Время и пространство стремительно сжимаются, архитектура устремляется к тиражированию и типизации, становясь утилитарной. На пути к автоматизации, незаметно, архитектуру покидает эстетика. Покидает, оставляя за собой лишь функцию и расчет. Если оглянуться, жилища современных городов в полной мере отвечают параметрам «машина для жизни», библиотека больше не храм знаний, а склад книг. Привычная нам архитектура уходит, все более превращаясь в строительный дизайн.

И никто не станет утверждать, что архитектура может или должна стать прежней. Но она должна реагировать на вызовы нового времени. Концепция, выдвинутая передовыми деятелями искусств начала ХХ века, как никогда актуальна сегодня.

Идея создания подобной программы зародилась у меня уже давно, но реализовать ее возможности не было — слишком это не похоже на традиционный архитектурный формат. «Перспектива» стала отличной возможностью собрать все то, что нам давно хотелось попробовать. За это я благодарен Союзу московских архитекторов в лице координатора фестиваля «Перспектива» Елены Жильниковой.

Как и большинство событий в жизни, все произошло случайно. Совершенно невообразимым образом все закрутилось, и история приобрела серьезный масштаб. Так возник SYNTHESIS — и как часть «Перспективы», и как отдельное явление. Почти сразу после начала работы над программой мы познакомились с Алиной Василенко, основательницей бюро «Будущее образования». Алина очень прониклась концепцией и приняла активное участие в процессе, вследствие чего мы разделили полномочия кураторов. Еще я должен сказать про вклад Александра Зальцмана — архитектора и креативного директора ambient-агенства «Свечение». Он тоже во многом повлиял на формирование актуальной программы SYNTHESIS.

Synthesis

Сама идеология программы подсказала выбор участников: мы приглашали тех архитекторов, которые работают на стыке архитектуры и других творческих дисциплин. А из всех других дисциплин выбирали те, которые на наших глазах становятся частью архитектуры и даже в чем-то ее замещают: фотография, видео и анимация, технологии игр и виртуальной реальности, саунд-дизайн и искусство создания медиа-инсталляций.

Я и сам хочу узнать много нового в рамках нашей образовательной программы. Проблемы включения медиа-элементов в архитектуру и городскую среду (экраны, кинетические, проекционные поверхности), виртуализация функций и новые типологии пространств, темы робототехники и биологии в архитектурной практике, темы замены стандартной визуализации интерактивной виртуальной реальностью, темы фотографии и фотокритики в архитектуре, а также фотографии архитектурных макетов, темы архитектуры книги, темы эстетики шума — все это будет так или иначе затронуто, и мне кажется, будет интересно не только мне, но и всем, имеющим отношение к архитектуре.

Что может дать Synthesis? Synthesis может дать очень многое, а может и не дать ничего. Мы живем в таком мире, где возможно абсолютно все. Я лично надеюсь, что этот фестиваль существенно расширит кругозор молодых архитекторов и заставит задуматься о насущных проблемах современной архитектуры.

В рамках программы Synthesis Александр Змеул и Игорь Сон из команды интернет-издания archspeech и агенства The Changes проведут мастер-класс  «Говорить и показывать.  Инструменты эффективной коммуникации для архитекторов» . Мастер-класс состоится 22 апреля, в пятницу, в 20-30. Подробности...

Напоминаем, что фестиваль «Перспектива» и мероприятия образовательной программы Synthesis состоятся в Центральном доме архитектора в Москве, Гранатный пер., 7, с 22 по 24 апреля 2016 года. Подробную информацию ищите здесь

Регистрация на первый день мероприятия здесь

РАССЫЛКА arch:speech