Андрей и Никита Асадовы: «Больше, чем фестиваль»

Кураторы «Золотого сечения» и «Зодчества», а также русской экспозиции на биеннале урбанистики в Китае рассуждают о роли архитектурных фестивалей в изменении городов.

Андрей и Никита Асадовы: «Больше, чем фестиваль»

К кураторству фестиваля «Зодчество» мы подключились два года назад. Первоначальной нашей задачей было возвращение фестивалю смысловой наполненности, способности формулировать повестку дня и задавать вектор дальнейшего развития российской архитектуры. Имея за плечами довольно обширный опыт организации различных фестивалей, мы собрали замечательную кураторскую команду, которая подготовила яркие выставочные проекты и оживила общую атмосферу. В итоге основную тему (в том году она была посвящена актуальному и идентичному в архитектуре) удалось раскрыть неожиданно широко.

Фестиваль «Зодчество-2014»Фестиваль «Зодчество-2014»

Фестиваль «Зодчество-2014»Фестиваль «Зодчество-2014»

На следующий год мы решили идти дальше и сделать фестиваль практическим инструментом по реализации заявленной темы. Темой стали «Новые индустрии», преобразующие с помощью архитектуры городские пространства. Как кураторы мы ставили перед собой две задачи: собрать яркие примеры реновации территорий с помощью новых индустрий и сформировать команду лучших экспертов в данной области. В итоге коллекция собранных примеров стала основой для выставочного турне, а сообщество экспертов — командой для будущих реальных проектов.

Фестиваль «Зодчество-2015»Фестиваль «Зодчество-2015»

Фестиваль «Зодчество-2015»Фестиваль «Зодчество-2015»

Старт турне был дан на урбанистической биеннале в Шеньжене, где были представлены новейшие практики «городского активизма» из разных стран, а также идеи обновления территорий под нужды постиндустриального общества. Сама биеннале, проходя каждый раз в новом месте, оказалась ничем иным, как эффективным способом реновации промзон. Несмотря на то, что старейшим предприятиям Шеньженя не более 30 лет, правительство города проводит сознательную политику их превращения в центры городской активности.

Урбанистическая биеннале в Шеньжене в 2015 годуУрбанистическая биеннале в Шеньжене в 2015 году

Каждые два года специально для проведения биеннале Департамент развития промышленных зон выбирает фабрику, организует конкурс на проект ее преобразования и за минимальный бюджет превращает в полноценный творческий кластер. Вся обслуживающая биеннале инфраструктура — кафе, лекционные залы, студии и мастерские, выставочные пространства — переходят владельцам территории (в данном случае — городу) для дальнейшего использования.

Урбанистическая биеннале в Шеньжене в 2015 годуУрбанистическая биеннале в Шеньжене в 2015 году

Вдохновившись подобным форматом, делающим из выставочного мероприятия инструмент обновления городских пространств, мы задались вопросом: возможно ли применить подобный опыт в России? Переговорив с несколькими московскими промзонами, вступившими на путь реновации, мы услышали их крайнюю заинтересованность в подобном эксперименте. Это позволило нам увидеть новые сценарии для того же фестиваля «Зодчество» как проекта по «оживлению» городских пространств и их возвращению в экономический оборот.

Центр современного искусства «Винзавод»Центр современного искусства «Винзавод»

Таким образом, получается продукт полного цикла: тема реновации территорий, заявленная на фестивале, собирает под себя команду и отправляется на поиски мест, готовых для трансформации. В успешности и актуальности подобного формата у нас нет сомнений. Остается вопрос, насколько готовы к этому собственники промзон и других пустующих городских объектов. А это покажет время!

Дизайн-завод «Флакон»Дизайн-завод «Флакон»

РАССЫЛКА arch:speech