6 современных подходов к реставрации. Объявлены финалисты конкурса на восстановление особняка XVIII века

От агрессивного контраста между старым и новым до работы с минимальными нюансами и переосмысления классики: разбираем проекты, которые предложили команды для разрушенного паладианского имения в Кландон-Парк на юго-востоке Англии.

6 современных подходов к реставрации. Объявлены финалисты конкурса на восстановление особняка XVIII века

Крупный пожар два года назад практически уничтожил Clandon House, особняк из списка Grade I, зданий максимального уровня значимости, в который также входят, например, Британский музей и Букингемский дворец. От здания, построенного в 1720-х по проекту венецианского архитектора Джакомо Леони, остались только кирпичные стены, а 95% обстановки и интерьеров было утрачено.

Конкурс стал частью глобальной стратегии по развитию комплекса и предложил участникам найти новую концепцию, как использовать здание в XXI веке. Владелец особняка — Национальный фонд объектов исторического интереса — выделил на восстановление здания и ландшафтного окружения 30 млн фунтов и поставил два основных требования: восстановить главные исторические комнаты и предусмотреть место для галереи современного искусства, чтобы привлечь в имение новую аудиторию.

Из 60 заявок жюри отобрало 6 коллективов, которые в августе представили видение будущего здания. Все работы объединяют два момента: в реставрации сделан акцент на главном зале, а на вертикальную коммуникацию возложена роль связи старого и нового. В остальном, это очень разные проекты с самобытными концепциями, которые и разбираем ниже.

AL_A, Giles Quarme & Associates

(здесь и далее ссылка ведет на подробное описание проекта с видео и планшетами в высоком качестве)

Катастрофа становится отправной точкой в проекте бюро Аманды Левит. Архитекторы начинают путь посетителя с разрушенного пожаром зала. Эмоции среди руин становятся началом пути в двух направлениях: к восстановленным историческим помещениям и к новым галереям на верхнем уровне.

Allies and Morrison 

Концепция также строится вокруг истории места. Только на этот раз авторы поражают не катастрофой, а былым величием исторической архитекторы. Маршрут выстраивают от полностью отреставрированных главных залов к обгоревшей части, откуда современная лестница ведет в новые галереи и смотровую площадку на крыше.

Donald Insall Associates, Diller Scofidio + Renfro 

Эмоциональный характер руин архитекторы используют, чтобы визуально связать все помещения особняка вместе. Из каждого пространства так или иначе просматривается историческая кладка и фрагменты пожара. На лестничных маршах это полностью открытые участки стены, в лекториях контраст старого и нового создается через частичную отделку поверхностей, а в галереях наверху напоминают о пожаре только открытые трубы каминов.

Purcell, Sam Jacob Studio

Самый атмосферный проект, где современные включения не так контрастны, но и не стремятся к классическим формам. Новая архитектура превращается в фон из натуральных материалов, который не отвлекает от исторических интерьеров, а только подчеркивает важность отдельных участков. В галереях используется много дерева, а белая поверхность стен акцентирует внимание на открытой кладке.

Selldorf Architects

Проект, который максимально старается приблизить особняк к первоначальному виду. Даже современные галереи здесь спроектированы с ярко выраженным спокойным классическим оформлением. Из единственного контрастного элемента — нового лестничного ядра — архитекторы создают метафору вертикальной анфилады истории. Но и это ядро по сравнению с остальными участниками сделано максимально деликатно, без каких-либо агрессивных форм.

Sergison Bates Architects

Архитекторы предложили прежде всего задуматься о программном наполнении здания. На новом этапе развития важно не только деликатно восстановить здание, но вернуть туда жизнь и сделать место популярным. Поэтому много пространства авторы отдают под общие помещения и мастерские. Здесь открыта вся кладка, чтобы служить вдохновением для новых идей и трансформаций. Мастерские сочетаются с отреставрированными главными комнатами и галереей, которая вышла абсолютно вневременной благодаря драпировкам и тканям на стенах выставочных пространств.

***

Победителя конкурса объявят в сентябре. Пока же все работы опубликованы на сайте проекта, чтобы все желающие могли изучить каждый подход и высказать свое мнение.

О российском опыте и современных принципах реставрации, которые споособны, кажется, примирить все заинтересованные стороны мы рассказывали в материале «Как реставрировать руину: новые подходы к старым проблемам».

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще