6 причин, почему компьютер вредит архитектуре

С первых курсов студентов учат, что «рисунок — это язык архитектора», но не изменились ли приоритеты? В попытках разобраться в данном вопросе публикуем мнение архитектора Майкла Килкела, автора портала ArchSmarter.

6 причин, почему компьютер вредит архитектуре

Рейтинг программ для архитекторов, который вызвал так много обсуждений, примечателен не только извечной борьбой «Архикада» и «Ревита», но и теми 4% работодателей, что все еще ждут от архитектора хорошего владения рисунком. Неужели компьютер победил и рисунок больше не является главным инструментом при разработке проектов?

На своем сайте Майкл много пишет об автоматизации архитектурного процесса и виртуальных технологиях, помогающих архитектору упростить жизнь. В какой-то степени он, безусловно, адепт технологий, но при этом, по его собственным уверениям, все равно делает макеты руками и носит с собой блокнот для эскизов. Почему?

Алвар Аалто

1. Утрачивается базовая связь «рука — разум»


В то время как компьютерные программы дают нам высокую производительность и комфорт, забирают они еще больше. Повышая уровень автоматизации процессов, мы все больше теряем связь между рукой и разумом. Связь базовую и принципиальную: недаром младенцы учатся думать посредством развития мелкой моторики. И нарушается эта связь не потому, что компьютерные системы такие сложные и требуют от нас 100% своего внимания. Наоборот: позволяя в считанные клики полностью менять проект, они развивают в нас лень.

Mecanoo

2. Уходит исследовательский азарт


Без сомнений BIM- и CAD-технологии сделали архитекторов более эффективными и сильно ускорили процесс создания рабочей документации. Вряд ли кто-то сейчас захочет вернуться в эпоху кульмана с рейсшиной. Однако что происходит, когда мы даем компьютеру слишком много контроля над процессом проектирования? Точность и бескомпромиссность программ могут нарушить тот кропотливый процесс поиска и исследования, что приводит к лучшим решениям. Разве может передвижение ползунков в 3D-модели обеспечить связь с проектом, подобную той, что дают рисунок и макетирование?

Норман Фостер

3. Воплощение замысла не всегда ему соответствует


Ситуация усугубляется, когда архитектор не в совершенстве владеет программой, где разрабатывается проект, и это влияет на принимаемые им решения. На выходе получается некий компромисс, и проект создается не таким, каким его задумал автор, а таким, каким его позволила создать программа.

RIBA. Студенческая награда

4. Машина не способна работать с абстрактными задачами


На ранних стадиях проектирования проблема, которую предстоит решить, еще часто не имеет определенной формы и не всегда до конца понятна. Через поиск решения проблемы пространства вырабатывается само понимание проблемы. В этом случае необходимо работать абстрактно и быстро. Требования компьютера к вводу точных цифр не всегда способствуют такому типу задач.

Ричард Роджерс

5. Оптимальное решение не всегда лучшее


Все больше данных и информации включается в процесс проектирования. Однако в какой именно момент компьютер и цифры становятся важнее самого процесса? Когда процесс оптимизирован ради оптимизации, кто действительно выигрывает? Получаем ли мы на выходе лучшие здания и города, когда алгоритмы сами определяют для них наиболее эффективные формы? Опасность тут состоит в том, что архитекторы идут по пути наименьшего сопротивления, отдавая решение проблемы на откуп машинам, вместо использования их как одного из рабочих инструментов.

Компьютер всегда должен помогать, когда речь идет о нудной, однообразной работе, позволяя в один клик получить всю спецификацию или поменять шаг несущих стен, но мыслительный процесс должен оставаться в сфере профессионала.

Ренцо Пьяно

6. Алгоритм исключает творческий процесс, в результате которого рождаются произведения искусства


Архитектура, несмотря на всю свою сложность и многокомпонентность, все еще является частью искусства, поэтому проектирование не может быть сведено к алгоритму. Слишком важен этот процесс, чтобы отдавать его компьютеру. Когда автоматизация отдаляет нас самих от работы, когда она встает между нами и реальным миром, она стирает из профессии то самое искусство.

Изображения © RIBA, archdaily.com, rsh-p.com, Foster + Partners, Mecanoo, Renzo Piano

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще