5 технологичных решений для архитекторов: от виртуальной реальности до рабочего места в облаке

Виртуальная реальность все шире «приземляется» на прикладные задачи. VR-технологии больше не утопичное будущее, они доступны и работают на российском рынке. Вместе с компанией КРОК, лидером по ИТ-услугам в России, разбираем пять инструментов виртуальной реальности, объединенных в единое решение — высокотехнологичное рабочее место архитектора.

5 технологичных решений для архитекторов: от виртуальной реальности до рабочего места в облаке

Виртуальная реальность — это не только презентации или игры. В архитектуре и дизайне VR-технологии помогают представить объекты в условиях, максимально близких к реальным, и в итоге не потерять деньги на исправлении ошибок, допущенных в проекте, уже в ходе строительства. VR поможет найти недочеты в проектах, проработать вопросы эргономики, оценить промежуточные этапы стройки.

1. Гарнитура виртуальной реальности

Физические макеты могут быть заменены на виртуальные, и специалисты имеют возможность обойти все проектируемые объекты в очках виртуальной реальности, физически оставаясь в пределах одной комнаты. В результате сокращается время работы проектной группы над макетами, а заказчики, которым представляется объект в виртуальной реальности, могут убедиться, что проект отвечает всем требованиям. Очки — базовое решение, которое уже активно используют девелоперы и офисы продаж недвижимости. Например, VR-очки применялись архитектором Джеффри Пинейро в связке с ПО Autodesk Revit при проектировании больницы. Это оказалось очень удобно, ведь в таких проектах всё пространство интерьера должно быть утверждено до сантиметров, и работа со множеством крупномасштабных макетов неизбежна.

Тем же путем идет IKEA. Компания использует очки для демонстрации шоурумов в виртуальной реальности, презентации интерьеров, теста материалов и цветов. Покупатель легко вовлекается в столь интерактивный процесс, переживает проект изнутри и уже не готов от него отказаться.

2. Проекционные VR-системы

Проекционные VR-системы — это упрощенная разновидность комнат виртуальной реальности, так называемых CAVE-систем (Computer-Aided Virtual Environment). Такое решение подойдет для презентаций и обсуждений проектов в группах. Например, чтобы организовать совещание со специалистами смежных специальностей — демонстрация проходит прямо на основе BIM-модели, с настраиваемым выводом нужной информации. Этот формат помогает ускорить процесс проектирования: совместно увидеть возможные ошибки в конструкции, коллизии и, как следствие, снизить не только затраты на создание и доработку проекта, но и время на его согласование.

3. Комната виртуальной реальности (CAVE-система)

В CAVE-системе человек попадает в пространство в масштабе 1:1. Любые специалисты, даже не технического профиля и без пространственного мышления — юристы, финансовые менеджеры, аудиторы, — смогут посмотреть на модель со своей профессиональной точки зрения и оценить конструкцию и проектные решения в виртуальном пространстве, в том числе и на промежуточных этапах. С помощью VR-систем этого класса заказчики проектов и инвесторы могут получать всестороннюю информацию о проектируемом объекте в доступной форме и едином формате, глубоко погрузившись в проект. Помимо этого, CAVE-системы помогут отработать действия по обслуживанию объектов. Проектирование с такими системами снижает до 10% капитальных затрат, а в сочетании с BIM и до 20% издержек при эксплуатации: меньше уходит времени на переделки, если проект уже протестировали в условиях, приближенных к реальным.

4. Виртуальный голографический макет

Виртуальные голографические макеты подойдут для выставок и выездных презентаций объектов заказчикам. Больше не нужно возить реальные макеты в громоздких кейсах. Вместо проблем с логистикой вы получаете наглядную, проработанную модель проекта, которая может динамически настраиваться в зависимости от сценария. Проект можно разбирать по этажам, заглядывать внутрь, смотреть планировки отдельных помещений, коммуникации и конструкции. Для офиса продаж коммерческой недвижимости в ходе пилотного проекта Центр виртуальной реальности КРОК разработал по этому сценарию 3D-модель небоскреба Бурдж-Халифа. Технология работы с такими макетами простая: клиент надевает очки и может работать с виртуальной голограммой. Не требуется никаких проводов и долгих установок ПО. Макет дает возможность взглянуть на здание с высоты птичьего полета, оценить планировку этажей, сравнить небоскреб по высоте с другими зданиями мира. Всё это происходит за горизонтально развернутым дисплеем, который больше похож на стол.

 

5. Трехмерная фотограмметрия

Фотограмметрия позволяет по фотоснимкам создать цифровую копию объекта. Технология применяется для быстрой визуализации строительства, объектов культурного наследия, помогает оценить прогресс на промежуточных этапах строительных работ или на сложных проектах реставрации и в труднодоступных районах. Точность цифровых копий достигает 1-2 сантиметра.

Специалисты КРОК самостоятельно разработали технологический процесс создания таких цифровых копий. Специализированный графический кластер обрабатывает массивы фотоданных и создает полигональную 3D-модель, которая затем передается в лабораторию по оптимизации. В лаборатории эту модель преобразуют для выгрузки в ПК, планшеты, а также системы виртуальной реальности. Эту технологию сотрудники КРОК отрабатывали на собственном 11-этажном офисе, а позже и на карьере площадью 470 Га.

Полный рассказ о проекте с деталями — в блоге компании на Хабре.

Прогнозы на будущее


Что мешает массовому применению виртуальной реальности в архитектурной сфере? Слишком дорогая инфраструктура. Но уже сегодня расходы на нее можно заметно сократить, если использовать для разработки 3D-контента технологии VDI. Вместо закупки собственных графических мощностей, архитектурные бюро в ряде сценариев могут потреблять их удаленно — крупнейшие производители, такие как Dell EMC, уже добились серьезных успехов в этом направлении. Интеграция 3D-технологий и VDI в рамках рабочего места проектировщика обеспечивает более сбалансированное распределение ресурсов — на одной видеокарте смогут работать от 2 до 32 архитекторов. Достаточно подключить миниатюрное устройство доступа — «тонкий клиент» Dell Wyse — и путь к нужным вычислительным ресурсам открыт.

Новые технологии для архитектурных бюро уже доступны, и сейчас наступило самое подходящее время воспользоваться ими, чтобы получить преимущества над конкурентами, открыть новые горизонты развития компании как в техническом, так и творческом плане. Специалисты КРОК помогут не только внедрить технологии виртуальной реальности, но и вообще сориентироваться в том, как они могут помочь бизнесу. Нужно лишь немного смелости для того, чтобы попробовать новое.

КРОК

Материал опубликован на правах рекламы.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще