5 новых построек Кенго Кумы

За почти 30 лет деятельности представитель плеяды ведущих японских архитекторов сформировал свой особый выразительный язык, в парадигме которого традиционное становится современным, твердое — мягким, а материальные конструкции — дематериализуются.

Музей Народного искусства Национальной академии искусств
Музей Народного искусства Национальной академии искусств

Место: Ханьчжоу
Общая площадь: 4970 кв. м
Год: 2015

1 из 20
Музей Народного искусства Национальной академии искусств
Музей Народного искусства Национальной академии искусств
Это один из ярких примеров того, как Кенго Кума работает с пространством: подстраивается, сливается, мимикрирует. Причем делает это отнюдь не топорным и предсказуемым образом: например, не сглаживает неровности ландшафта, а напротив — еще сильнее их заостряет. Основной посыл — созданное человеком не должно доминировать над творениями природы. На этот раз способом «не выпячиваться» оказалась керамическая черепица, которой традиционно в этой местности отделывались крыши хижин. Причем значительная часть черепичек — действительно подлинные, найденные здесь же, в окрестностях, в нескольких заброшенных деревнях.
2 из 20
Музей Народного искусства Национальной академии искусств
Музей Народного искусства Национальной академии искусств
У Кумы они, впрочем, покрывают не только крыши. Даже стены корпусов музея оказываются будто бы полностью облицованными плиткой. Но на самом деле даже окна есть, а сами плитки закреплены на светопроницаемом каркасе из металлической проволоки. И можно только догадываться, какие тени этот каркас отбрасывает изнутри!
3 из 20
Музей Народного искусства Национальной академии искусств
Музей Народного искусства Национальной академии искусств
У Кумы они, впрочем, покрывают не только крыши. Даже стены корпусов музея оказываются будто бы полностью облицованными плиткой. Но на самом деле даже окна есть, а сами плитки закреплены на светопроницаемом каркасе из металлической проволоки. И можно только догадываться, какие тени этот каркас отбрасывает изнутри!
4 из 20
Чайный дом
Чайный дом

Место: Пекин, Китай
Общая площадь: 250 кв. м
Год: 2015

5 из 20
Чайный дом
Чайный дом
Несмотря на то, что определенная часть творчества Кенго Кумы вызывает ассоциации скорее с традициями и историей, его архитектура глубоко современна. Кто, если не попавший под влияние постмодернистких веяний архитектор сможет построить — прямо в центре Запретного города — пагоду из полиэтилена, хотя и с оригинальной деревянной крышей? Ведь вообще в Запретном городе, в соответствии с названием, даже строить запрещают — этот чайный дом, по сути своей, реконструкция.
6 из 20
Чайный дом
Чайный дом
Для Пекина главный фетиш — кирпичная кладка, но Кенго Кума смело подменяет глину полыми «кубиками» из полиэтилена: специально для проекта его команда разработала 4 вида блоков, различающихся по размеру и способам крепления. Кстати, благодаря полиэтиленовому кирпичу, весьма интригующе выглядят и интерьеры самого павильона. Каркас стен из кирпичей естественным образом перерастает в мебельные стеллажи, в результате форма внутреннего пространства становится многосложной и очень «архитектонической».
7 из 20
Чайный дом
Чайный дом
Для Пекина главный фетиш — кирпичная кладка, но Кенго Кума смело подменяет глину полыми «кубиками» из полиэтилена: специально для проекта его команда разработала 4 вида блоков, различающихся по размеру и способам крепления. Кстати, благодаря полиэтиленовому кирпичу, весьма интригующе выглядят и интерьеры самого павильона. Каркас стен из кирпичей естественным образом перерастает в мебельные стеллажи, в результате форма внутреннего пространства становится многосложной и очень «архитектонической».
8 из 20
Здание центра исследований всеобщей компьютеризации Daiwa
Здание центра исследований всеобщей компьютеризации Daiwa

Место: Токио
Общая площадь: 2709 кв. м
Год: 2014

9 из 20
Здание центра исследований всеобщей компьютеризации Daiwa
Здание центра исследований всеобщей компьютеризации Daiwa
А вот как представляет себе Кенго Кума фасады из дерева: издалека кажется, будто стены облицованы гонтом — деревянными «чешуйками» из тех, что до сих пор прекрасно сохранились на куполах некоторых деревянных построек. Но архитектор, как обычно, переосмысляет этот прием и выкладывает деревянные дощечки слоями в предварительно сформированный каркас — а заодно разрушает представление об университетском кампусе как о царстве ультрасовременных форм в стекле и бетоне.
10 из 20
Здание центра исследований всеобщей компьютеризации Daiwa
Здание центра исследований всеобщей компьютеризации Daiwa
А вот как представляет себе Кенго Кума фасады из дерева: издалека кажется, будто стены облицованы гонтом — деревянными «чешуйками» из тех, что до сих пор прекрасно сохранились на куполах некоторых деревянных построек. Но архитектор, как обычно, переосмысляет этот прием и выкладывает деревянные дощечки слоями в предварительно сформированный каркас — а заодно разрушает представление об университетском кампусе как о царстве ультрасовременных форм в стекле и бетоне.
11 из 20
Здание центра исследований всеобщей компьютеризации Daiwa
Здание центра исследований всеобщей компьютеризации Daiwa
А вот как представляет себе Кенго Кума фасады из дерева: издалека кажется, будто стены облицованы гонтом — деревянными «чешуйками» из тех, что до сих пор прекрасно сохранились на куполах некоторых деревянных построек. Но архитектор, как обычно, переосмысляет этот прием и выкладывает деревянные дощечки слоями в предварительно сформированный каркас — а заодно разрушает представление об университетском кампусе как о царстве ультрасовременных форм в стекле и бетоне.
12 из 20
Штаб-квартира Vanke в Вукси
Штаб-квартира Vanke в Вукси

Место: Вукси, Китай
Общая площадь: 10 440 кв.м
Год: 2014

13 из 20
Штаб-квартира Vanke в Вукси
Штаб-квартира Vanke в Вукси

Компания Vanke любит работать со звездными архитекторами и чувствовать себя в их среде «своей» — к примеру, для строительства собственного павильона на ЭКСПО-2015 они обратились к Даниэлю Либескинду. Того вдохновил образ красного китайского дракона, но у Кумы была принципиально иная задача: превратить старую краснокирпичную мельницу 1961 года в мультифункциональный центр для приобщения к шопингу и искусству.

14 из 20
Штаб-квартира Vanke в Вукси
Штаб-квартира Vanke в Вукси

Решение подсказало окружение. На берегах лежащего ряда озера Тайху встречается уникальная порода камня, который имеет особое значение в мифологии этих мест. Чтобы сымитировать пористую поверхность, использовали перфорированный алюминий, а сами получившиеся панели уложили опять же на манер классической кирпичной кладки в криволинейный каркас, обернутый вокруг реконструируемого здания мельницы. Как и в случае с Музеем Народного искусства, здесь очень важна игра теней сквозь «каменные» поры.

15 из 20
Штаб-квартира Vanke в Вукси
Штаб-квартира Vanke в Вукси

Решение подсказало окружение. На берегах лежащего ряда озера Тайху встречается уникальная порода камня, который имеет особое значение в мифологии этих мест. Чтобы сымитировать пористую поверхность, использовали перфорированный алюминий, а сами получившиеся панели уложили опять же на манер классической кирпичной кладки в криволинейный каркас, обернутый вокруг реконструируемого здания мельницы. Как и в случае с Музеем Народного искусства, здесь очень важна игра теней сквозь «каменные» поры.

16 из 20
Бизнес-центр Hongkou SOHO
Бизнес-центр Hongkou SOHO

Место: Шанхай, Китай
Общая площадь: 95 000 кв.м
Год: 2015

17 из 20
Бизнес-центр Hongkou SOHO
Бизнес-центр Hongkou SOHO

Это одна из последних реализованных построек Кенго Кумы, в которой чувствуется явное влияние «европейского опыта»: начиная с 2000-х, у японского архитектора много заказов, например, из Франции — в статье про стекло, вырабатывающее электроэнергию, мы уже писали о жилом квартале Hikari в Лионе по проекту Кумы, равно как и о консерватории Дариюса Мийо в Экс-ан-Провансе, спроектированной и построенной им же. Если архитектуру Кумы больших форм ограничить именно европейской территорией, то легко видеть, что доминирующим свойством фасада является их дискретность. Фирменный прием архитектора призван бороться с разнообразием.

18 из 20
Бизнес-центр Hongkou SOHO
Бизнес-центр Hongkou SOHO

Однако если вернуться в Азию, то здесь дискретность из категории жеста явным образом переходит в категорию более сильного художественного высказывания. На фасадах Hongkou SOHO трехмерные граненые «складки» из алюминия — как «плиссе» на юбке у девушки: они смотрятся по-другому в зависимости от угла зрения и уровня освещенности (то есть времени суток). Основная башня выглядит ровно так — будто в «плиссе» гуляет ветер. А в нижней малоэтажной части, открытой горожанам, складки словно приветственно раздвигаются. Кстати, скоро еще один небоскреб Кумы — которые, вообще говоря, ему не свойственны, — появится в Ванкувере.

19 из 20
Бизнес-центр Hongkou SOHO
Бизнес-центр Hongkou SOHO

Однако если вернуться в Азию, то здесь дискретность из категории жеста явным образом переходит в категорию более сильного художественного высказывания. На фасадах Hongkou SOHO трехмерные граненые «складки» из алюминия — как «плиссе» на юбке у девушки: они смотрятся по-другому в зависимости от угла зрения и уровня освещенности (то есть времени суток). Основная башня выглядит ровно так — будто в «плиссе» гуляет ветер. А в нижней малоэтажной части, открытой горожанам, складки словно приветственно раздвигаются. Кстати, скоро еще один небоскреб Кумы — которые, вообще говоря, ему не свойственны, — появится в Ванкувере.

20 из 20
1 / 20

Увеличить
Музей Народного искусства Национальной академии искусств

Место: Ханьчжоу
Общая площадь: 4970 кв. м
Год: 2015

© Eiichi Kano

5 новых построек Кенго Кумы

Одна из сессий прошедшего этим летом Московского урбанистического форума была посвящена тому, о чем мечтают архитекторы. Хани Рашид, к примеру, показывал проекты зданий, которые могли бы быть построены через 150 лет в Антарктиде — их он представлял и на XV архитектурной биеннале в Венеции в рамках утопического Павильона Антарктиды. А вот Кенго Кума объявил, что мечтает о мягких и гибких зданиях. Чтобы без бетонных коробок и ровных монотонных поверхностей.

Собственно, японец не из тех, кто не спешит претворять мечты в жизнь. Чтобы изучать свойства материалов, он открыл при собственном бюро отдельную исследовательскую лабораторию. Так стало возможным появление, например, частного дома, стены и кровля которого состояли натурально из двух слоев технического текстиля — и это на Хоккайдо, где зимы не менее суровы, чем в России! Интересным экспериментом стал и надувной чайный дом, когда мягкое и бесформенное внезапно обретает твердость и законченность. А совсем недавно Кенго Кума додумался, дабы защитить здания от сейсмических атак, использовать «кружево» из углеродного волокна, набрасывая его на дом, как салфетку на подушку.

Архитектор будто бы сознательно уходит от всякой «гладкости» по отношению к фасадам. Будь то деревянные рейки, стеклянные витражи или даже отделочный камень — Кума настолько ловко все запутывает и рассредотачивает, что итоговая конструкция, какой бы надежной она ни была, визуально совершенно распадается на части, обманывает, обволакивает — и неизменно поражает. Расскажем о самых показательных работах мастера за последние годы, иллюстрирующих основные мотивы его творчества.

Другие материалы по теме


Кенго Кума и деревянные конструкторы

Кенго Кума и коллекции обуви

Кенго Кума и дома будущего

РАССЫЛКА arch:speech