5 новых построек Ренцо Пиано

Один из самых известных итальянских архитекторов современности не страдает «звездной» болезнью, не стремится повсюду демонстрировать свой авторский почерк и продолжает делать исключительно функциональные здания.

Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса

Место: Афины

Общая площадь парка: 170 тыс. кв. м

Годы: 2008–2016

1 из 24
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса

Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса, объединяющий в себе парк, Национальную библиотеку и комплекс Национальной оперы, открылся в Афинах этим летом. Проект обошелся фонду в 596 млн евро, впрочем и содержание этого очень «умного» здания, видимо, будет недешевым.

2 из 24
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Центр построен в южной части Афин, в районе под названием Каллифея — ранее на этом месте была парковка, оставшаяся в наследство от Олимпиады 2004 года. Проект до неузнаваемости поменял, прежде всего, рельеф самой местности: на участке вырос искусственный холм высотой в 32 метра, ставший и частью здания, и частью обширного нового парка площадью 175 тыс. кв. м.
3 из 24
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Холм понадобился Ренцо Пиано для того, чтобы, по его собственным словам, восстановить связь моря и города, разрушенную появлением крупной автомагистрали. Над самой вершиной парит легкая и тонкая как лист бумаги крыша, накрывающая площадь 100×100 м. В этом прозрачном помещении находится читальный зал Национальной библиотеки, прозванный «Домом света».
4 из 24
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Другая часть — это два зала Национальной оперы, ее основная сцена и экспериментальный театр. Ядром комплекса является общественное пространство агоры. Здесь также есть бизнес-инкубатор, музыкальная студия звукозаписи, площадки для детей и подростков.
5 из 24
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Культурный центр претендует на сертификат Leed Platinum. Он автономен в плане энергоснабжения — до 2,2 ГВт·ч вырабатывают солнечные батареи, которыми устлана парящая крыша читального зала. Здесь предусмотрены также защита от наводнений и землетрясений, максимальный уровень дневного света, повторное использование воды — частью этого цикла является 400-метровое искусственное озеро вдоль отвесной стены со стороны моря.
6 из 24
Музей американского искусства Уитни
Музей американского искусства Уитни

Место: Нью-Йорк

Общая площадь: 4650 кв. м

Годы: 2007-2015

7 из 24
Музей американского искусства Уитни
Музей американского искусства Уитни

Весной прошлого года в Нью-Йорке, рядом с началом знаменитого парка Хай-Лайн и берегом Гудзона, по проекту Пиано открылось новое здание Музея Уитни. Острые ассиметричные формы из серо-голубой стали и стекла некоторым критикам не понравились. Но по словам Ренцо Пиано, это здание всего лишь вырастает из контекста. Оно подчеркнуто «индустриально», как и окружающая его застройка, верхними этажами с большими окнами «разворачивается» на запад, к Гудзону, а нижними, с восточной стороны, деликатно отступает от приподнятого над землей парка.

8 из 24
Музей американского искусства Уитни
Музей американского искусства Уитни
Восьмиэтажный объем спускается к Хай-Лайну остекленными террасами и переходами. Главный вход, обращенный сюда же, накрыт ими, как консолью, и раскрывается к большой общественной плазе. Площадь плавно перетекает в выставочное пространство музейного вестибюля с кафе и сувенирным магазином.
9 из 24
Музей американского искусства Уитни
Музей американского искусства Уитни
Общая площадь музейного здания порядка 4650 кв. м. Галерейные пространства занимают с 5-го по 8-й этажи, причем на пятом расположился самый большой в Нью-Йорке выставочный зал, площадью 1200 кв. м, без единой колонны. 3-й этаж занимает театральный зал на 170 мест, раскрывающийся потрясающим видом на Гудзон.
10 из 24
Музей американского искусства Уитни
Музей американского искусства Уитни
6-й и 7-й экспозиционные этажи на западном фасаде отступают вовнутрь, образуя террасы с выставочными пространствами под открытым небом площадью еще 1200 кв. м. Также в музее располагается образовательный центр, библиотека и центр сохранения графики.
11 из 24
Штаб-квартира банка Intesa Sanpaolo
Штаб-квартира банка Intesa Sanpaolo

Место: Турин

Общая площадь: 85 000 кв. м

Высотность: 167,25 м

Годы: 2006–2015

12 из 24
Штаб-квартира банка Intesa Sanpaolo
Штаб-квартира банка Intesa Sanpaolo
Той же весной 2015 года в Турине открылся небоскреб, спроектированный Ренцо Пиано для итальянского мегабанка Intesa Sanpaolo. Сам архитектор называет здание биоклиматической машиной и, как во многих своих проектах, он буквально нашпиговал его разными устройствами, обеспечивающими естественную вентиляцию и кондиционирование, а также автономность в плане потребления энергии, добрую часть которой производят солнечные батареи на южном фасаде высоки.
13 из 24
Штаб-квартира банка Intesa Sanpaolo
Штаб-квартира банка Intesa Sanpaolo
Второй важный аспект этого проекта — активное общественное использование здания. Как считает Пиано, штаб-квартира банка должна стать частью ежедневной жизни людей. Поэтому, помимо 26 офисных этажей, здесь есть довольно обширное пространство, которое можно было бы назвать публичным, городским. Так, три верхних этажа небоскреба занимает «теплица» — просторный сад, с рестораном, выставочным залом и террасой на крыше, доступный всем.
14 из 24
Штаб-квартира банка Intesa Sanpaolo
Штаб-квартира банка Intesa Sanpaolo
Перед небоскребом устроен «затонувший» сад, утопленный в землю, где размещается детский сад и столовая для сотрудников банка.
15 из 24
Реконструкция музеев Гарвардского университета
Реконструкция музеев Гарвардского университета

Место: Кэмбридж, США

Общая площадь нового внутреннего двора: 18 500 кв. м

Годы: 2006-2014

16 из 24
Реконструкция музеев Гарвардского университета
Реконструкция музеев Гарвардского университета
Ренцо Пиано занимает второе место среди архитекторов мира после Тадао Андо по количеству спроектированных музейных зданий. Поэтому неудивительно, что реконструкцией музеев одного из лучших в США художественных собраний занялся именно он. Три Гарвардских музея — Фогг, Буш-Райзингер и Сэклер, ранее существовавшие в автономных зданиях, теперь стали единым комплексом.
17 из 24
Реконструкция музеев Гарвардского университета
Реконструкция музеев Гарвардского университета
Прежде всего, Пиано убрал все достройки музейного комплекса, появившиеся после 1925 года, чтобы освободить место вдоль Prescott Street для развития здания. Здесь появилось новое галерейное крыло и новый вход — за пределами кампуса — с внутренним двором, который теперь стал городским. Но можно, как и раньше, воспользоваться старым входом — через Quincy Street.
18 из 24
Реконструкция музеев Гарвардского университета
Реконструкция музеев Гарвардского университета
Соединять все три музейных здания Ренцо Пиано понадобилось не только для увеличения экспозиционных площадей; здесь нужно было сформировать пространство для активного взаимодействия и обучения, поскольку первоначальная функция музейной коллекции была именно образовательной. Студенты же со временем стали питать гораздо меньше интереса к искусству, и чтобы завлечь их снова, Пиано решил сделать музейное пространство более оживленным, городским и социальным.
19 из 24
Реконструкция музеев Гарвардского университета
Реконструкция музеев Гарвардского университета

Бывший внутренний двор архитектор трансформировал в атриум, добавил магазин, кафе и зимний сад. При этом действовал он как всегда осторожно и внимательно по отношению к истории: например, из кафе сохранил отличный вид на Карпентер-Центр Визуальных Искусств построенный Корбюзье. Подробнее о проекте

20 из 24
Здание фонда киностудии Pathé
Здание фонда киностудии Pathé

Место: Париж

Общая площадь: 2200 кв. м

Годы: 2006-2014

21 из 24
Здание фонда киностудии Pathé
Здание фонда киностудии Pathé
Проект здания фонда старейшей парижской киностудии родился из ограничений. Места для него — на улице Гобеленов — в одном из исторических кварталов времен Османа, мягко говоря, было мало. Но Ренцо Пиано в очередной раз проявил изобретательность. Он спрятал объем со стороны улицы за исторический фасад одного и старейших кинотеатров, где сохранились даже скульптуры молодого Родена, буквально надув здание за ним, где оно вырастает под оболочкой из перфорированного алюминия.
22 из 24
Здание фонда киностудии Pathé
Здание фонда киностудии Pathé
Этот чужеродный организм, втиснутый между старинными домами, впрочем, стремится держаться от них на расстоянии, чтобы не мешать ни освещению, ни вентиляции. Кроме того, он буквально приподнимет свой «хвост» над землей, образуя маленький участок под березовый сад.
23 из 24
Здание фонда киностудии Pathé
Здание фонда киностудии Pathé

С улицы мы проходим в классический портал, за которым раскрывается прозрачный первый этаж нового здания. Над лобби располагаются выставочное пространство, зал кинопоказов и архивы. На самом верху, под деревянными ребрами кровли, помещаются офисы сотрудников фонда. Стеклянная кожа эллиптического купола затеняется системой металлических экранов. Подробнее о проекте

24 из 24
1 / 24

Увеличить
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса

Место: Афины

Общая площадь парка: 170 тыс. кв. м

Годы: 2008–2016

© Michel Denancé

5 новых построек Ренцо Пиано

«Перед тем, как проектировать, я люблю прогуляться по месту будущего строительства со своей сигарой», — говорит Ренцо Пиано. В этой обыкновенной привычке заключается кредо одного из самых известных итальянских архитекторов последней четверти XX века и начала XXI. Любой его проект всегда возникает из места и никогда из стиля, моды или собственных амбиций. Пиано резкий противник «почерка» звездных архитекторов, которым, по его словам, наводняют узнаваемыми зданиями разные города мира. В зданиях Ренцо Пиано этого почерка нет и в помине — они очень разные. Но их объединяет другое — это ремесленное качество в хорошем смысле слова — то есть все эти вещи всегда искусно сделаны и в плане технологии, функции и архитектуры.

Музей Коллекции Менил, 1986Музей Коллекции Менил, 1986 © Hickey & Robertson Photography

В большую архитектуру Ренцо Пиано попал в 1971 году, выиграв в 34 года вместе с Ричардом Роджерсом конкурс на парижский Центр Помпиду. Именно на этом проекте он подружился с инженером Ove Arup and Partner Питером Райсом, и с ним, вплоть до самой смерти Райса в 1992 году, работал в одном бюро. Центр Помпиду, наверное, самая радикальная постройка Пиано: со временем место вызывающего юного жеста заменил строгий расчет. Причем иногда настолько рациональный, что сама по себе архитектура становится неброской. Впрочем, всегда можно быть уверенным, что любое здание Пиано заставить работать на все 100 %. Он просто не проектирует нефункциональные вещи. Его недавние проекты — это целые бииоклиматические миры, со своим автономным обеспечением и множеством eco friendly устройств.

Реконструкция музеев Гарвардского университета, 2014 Реконструкция музеев Гарвардского университета, 2014 © Michel Denancé

На заре своей карьеры Пиано довелось стажироваться у самого Луиса Кана. Спустя десятилетия после Помпиду, он сам стал мега звездой архитектурной сцены. Доверие самих итальянцев к нему, во всяком случае, безграничное: наверное, надо быть архитектором номер один, чтобы правительство именно тебе поручило план восстановления итальянских городов после разрушительного землетрясения.

Кабинет Ренцо ПианоКабинет Ренцо Пиано мы показывали в материале «Офис архитектора: каким может быть пространство для работы»

РАССЫЛКА arch:speech
 

Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/reggi2548722/data/mod-tmp) in Unknown on line 0