5 лучших объектов выставки арт-инсталляций журнала Interni в Милане

До 23 апреля в Милане продолжается ежегодная выставка арт-инсталляций журнала Interni, традиционно открывающая Неделю Дизайна. В этом году она проходит под девизом Open Borders («Открытые границы»). Свой топ-5 наиболее интересных объектов для нашего портала составила главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая.

5 лучших объектов выставки арт-инсталляций журнала Interni в Милане

1. La Stanza del Vuoto

Инсталляция архитектурного бюро Parisotto+Formenton получила название «Пустая комната» и посвящена знаменитому фильму «Ночь» (1961) режиссера Микеланджело Антониони. Тонкая психологическая драма, не раз признаваемая величайшим творением черно-белого кинематографа, подсказала архитекторам идею образно воссоздать пространство, в котором главные герои — писатель Джованни Понтано в исполнении Марчелло Мастроянни и его супруга Лидия (Жанна Моро) — ведут свой самый важный разговор. Прямоугольный в плане объем архитекторы разделили на два помещения: одно превращено в маленький кинозал с удобной лавочкой, в котором показываются отрывки из ленты, второе — это собственно комната пустоты, пол которой решен как шахматное поле (выполнено из мрамора), а на собранной из LED-мониторов стене демонстрируется идиллический итальянский пейзаж. Поэтичный полумрак, присущий этому фильму, архитекторы передали с помощью сильно тонированного стекла, из которого выполнены внешние стены павильона. Снаружи же объем, благодаря такой облицовке, превращается в полностью зеркальный, внося новое измерение в привычный пейзаж главного двора Университета Статале. По замыслу авторов, подобное пространство, предназначенное для созерцания и медитаций, как нельзя лучше способствует преодолению границ — между внешним и внутренним, а также реальностью и ее отражением.

InterniInterni«Пустая комната», Parisotto+Formenton

2. In/Out

Архитектор Массимо Гини представил инсталляцию In/Out — небольшой сдвоенный шатер из керамики, внутри которого проецируются изображения быстро меняющегося неба. Как объясняет сам архитектор, прообразом объекта послужили жилища древних народов — в рамках инсталляции архетип как бы воспроизвел сам себя, сделав границу между традиционным и новаторским более условной. Основательность этому арт-высказыванию придает облицовка из керамики, причем архитекторы чередуют строгий прямоугольный паттерн с довольно хаотичными «зернистыми» вставками, еще раз на уровне фасада иллюстрируя свою идею об условности каких бы то ни было границ.

InterniInterniIn/Out, Массимо Гини

3. Invisible border

«Невидимую границу» материализовали в своей инсталляции MAD Architects. С аркады второго этажа ренессансного здания Университета они спустили на землю множество широких лент из фторполимера, собрав их на уровне газона в эффектную волну. Получился своего рода навес, шелестящий на ветру и создающий уютную тень. А поскольку полупрозрачные полосы выкрашены в яркий оранжевый цвет, пространство под ними расцвечивается новыми оттенками в зависимости от времени суток и расположения солнца. Сама эта постоянно меняющаяся атмосфера, а также нарочитый контраст между очень элегантной классической архитектурой университетского комплекса и эфемерной поверхностью «шторы» и стали главный темой инсталляции МAD Architects, которая, как они подчеркивают, не несет никакой смысловой и функциональной нагрузки, а лишь наглядно демонстрирует, что даже столько разные по материалам и форме объекты могут органично уживаться друг с другом.

InterniInterni«Невидимая граница», MAD Architects

4. Radura

Архитектор Стефано Боери представил инсталляцию Radura, что в переводе с итальянского означает «поляна» или просто «пространство». И Боери действительно создает пространство, предназначенного для неспешного и приятного времяпрепровождения. В плане это идеально круглая беседка, стены которой образованы круглыми деревянными шестами. Каждый шест имеет разный диаметр и разную высоту, что придает сооружению динамичный силуэт, а сами стены превращает в ширму, за которой очертания находящихся внутри людей лишь угадываются. Аромат свежеспиленного дерева и уютная атмосфера камерной беседки посреди большого двора дополнены приятной медитативной музыкой, отрешающей от суеты большого города.

InterniInterniRadura, Стефано Боери

5. Towers

Российские архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов, приглашенные к участию в выставке Interni уже в пятый раз, создали для нее интерактивную скульптурную композицию Towers (совместно с Агнией Стерлиговой, реализация проекта — компания VELKO Group). Это цилиндрический объем 12-метровой высоты, установленный в центре главного двора Университета Статале. Фактически перед нами башня, однако в силу своей предельно лаконичной, даже лапидарной формы это, скорее, прообраз башни. Как поясняют сами авторы, это своего рода заготовка, служащая отправной точкой для размышлений о природе архитектуры и роли рукотворной доминанты в ландшафте. Вся поверхность объекта решена как медиафасад, собранный из 336 подогнанных вплотную друг к другу светодиодных экранов, которые служат интерактивным холстом для архитектурной графики. Часть изображений подгружены на медиафасад башни заранее — это рисунки, созданные Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым, причем из всех своих работ архитекторы отобрали именно фрагменты с вертикальными сооружениями — от старинных колоколен до современных небоскребов. Важно, что изображения не статичны, а проступают на поверхности постепенно, словно не видимая нам рука автора создает их прямо при нас. И точно так же рисовать свои башни может и каждый посетитель выставки — с помощью планшетов и стилусов, установленных по двум сторонам главного двора Университета Статале. Таким образом, Towers на наших глазах перевоплощается из абстрактного цилиндра в лабораторию рисунка, в которой перманентно создаются новые вариации одной и той же архитектурной формы, а посетители получают шанс почувствовать себя соавторами и тем самым играючи преодолеть границу между созерцанием и творчеством.

InterniInterniTowers, Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Агния Стерлигова

Изображения © Василий Буланов

РАССЫЛКА arch:speech