4 принципа организации бюро от Snøhetta

Почему руководитель должен сидеть у кофемашины, и зачем заказчику давать клеить макеты, рассказал директор бюро Snøhetta Роберт Гринвуд на лекции в рамках летней программы «Новое мышление» Института «Стрелка».

4 принципа организации бюро от Snøhetta

Роберт сразу признался, что главный принцип организации в бюро — это дезорганизация. В офисе отдельные проектные группы намеренно не сидят вместе, а перемешаны между другими командами. Такая хаотичная рассадка стимулирует общение и обмен опытом внутри бюро. Архитектор погружен не только в свой проект, но узнает новые решения от соседей по офису. Принцип похож на университетскую практику, когда совместные защиты устраивают, чтобы студенты учились и на ошибках сокурсников.

Про работу офиса даже написали книгу. В этом пространстве нет ярких гамаков, велосипедных дорожек и эпатажных объектов, только простой open-space с рядами столов и стеллажей. Но именно такое «чистое поле для творческих экспериментов» и привлекло группу социологов. Ученые четыре года изучали бюро и выпустили книгу Idea Work о том, как работают креативные команды. Книга продается на «Амазоне», в статье же выделяем четыре важных принципа, которые можно сразу реализовать и у себя в бюро.

Меняйтесь ролями, в том числе и с заказчиком


Идею постоянной коммуникации в бюро развивают в двух направлениях. С одной стороны сотрудники не прячутся только за своей специализацией. Интерьещиков ставят на ландшафтные проекты и наоборот. Смена ролей внутри бюро помогает развиваться каждому в нескольких направлениях и в дополнение укрепляет атмосферу. Здесь нет типичной ситуации, когда одна команда постоянно пашет на коммерческих интерьерах, зарабатывая деньги для бюро, а другая только участвует в тендерах и конкурсах, чтобы зацепиться в большой архитектуре.

Дают попробовать новую роль и заказчикам. Рабочие встречи превращаются в клаузуры, где клиенты сами клеят крупномасштабные черновые макеты, а потом защищают их перед сотрудниками бюро. Важно, что так заказчик чувствует свое вовлечение в проект (и теперь уж точно от него не откажется!) и начинает лучше понимать работу архитектора, а следовательно и охотнее соглашается на предложения бюро.

Кофемашина как главный центр общения


Простая кофемашина — ключевой элемент для работы офиса, но не из-за бессонных ночей в бюро. Если Роберту нужно узнать все последние новости, то вместо совещаний он просто на полчаса уходит к кофемашине. Там он встретит всех сотрудников и быстрее поймет статус текущих задач.

Схожую идею использует и новый офис MVRDV. Кабинеты партнеров бюро намеренно расположили рядом с плоттерной и кофе-зоной, чтобы руководители как можно больше вовлекались в неформальное общение с сотрудниками. Архитекторы проектировали офис по принципу семейного дома, где воссоздали все его типичные элементы: гостиную, столовую и большой диван, чтобы поместились все члены «архитектурной семьи».

Обед вместе за длинным столом


Общий стол в Snøhetta — звезда офиса. Отдельную статью ему посвятил журнал Metropolis. Хотя за архитекторов здесь больше поработали законы Норвегии, где в каждом офисе должна быть зона столовой. Скандинавская культура совместных обедов снова возвращает к идее постоянного общения сотрудников.

Архитекторы бюро стали развивать идею коммуникации за общим столом и придумали решение, чтобы ценное пространство не пустовало после перерыва. В остальные часы обеденный стол превращается в переговорные, где проектные группы (те самые, что раскиданы по всему офису) встречаются ради быстрых обсуждений задач. Для общих собраний бюро выходит из-за стола на лестницу-амфитеатр, где проводят летучки по понедельникам и определяют долгосрочные планы.

Робот, который развязывает руки


Поскольку сотрудникам бюро приходится постоянно пить кофе и общаться за общим столом, всю работу за них делают промышленные роботы и 3D-принтеры. Так Роберт Гринвуд шутит о важной роли новых инструментов в бюро. Машины освобождают от рутины, автоматизируют процессы и помогают с крупных комплексов переключаться на небольшие быстрые проекты и экспериментировать с формой.

Промышленного робота активно использовали в проекте павильона Tverrfjellhytta для наблюдения за дикими животным. В основу объекта архитекторы заложили лавку сложной динамической формы. Сначала ее в меньшем масштабе вырезала машина в бюро, архитекторы уточнили детали и эту же модель отправили строителям, где второй робот уже работал в натуральную величину.

Спустя пять лет похожие волнистые мотивы появились в другом крупном проекте — Музее современного искусства в Сан-Франциско. И теперь очевидно, что это все звенья одной цепи.

 

Текст основан на материалах лекции, которую Роберт Гринвуд читал на «Стрелке» в рамках летней программы «Новое мышление». Все записи выступлений Институт выкладывает у себя в фейсбуке. Среди опубликованных видео есть лекции Адриана Гёзе из West 8, архитекторов бюро Стивена Холла, немецкой студии Topotek 1 и презентации проектов программы «Моя улица».


Как архитекторы выстраивают свою работу, мы изучаем и на примере российских бюро. В экскурсиях по офисам мы обращаем внимание именно на разные подходы в организации рабочих процессов.

Офис ABD Architects — максимально эффективное пространство, которое наглядно показывает заказчикам компетенции компании.

В бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» нет отдельных проектных групп, а ГАПы все сидят вместе, чтобы обмениваться советами и решать проблемы.

Новый офис Wowhaus — большое общественное пространство, где проповедуют принципы открытости к обществу, другим профессиям и молодому поколению.

Бюро BRT RUS своим примером показывает, что получится из совместного проекта крупного девелопера и знаменитого иностранного архитектора.

Заглавное фото © Офис бюро Snøhetta

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще