15 лет павильонов галереи Serpentine

25 июня в Кенсингтонских садах Лондона открывается 15-й по счету павильон галереи Serpentine (The Serpentine Galleries). В этот раз честь спроектировать павильон выпала испанскому бюро SelgasCano.

15 лет павильонов галереи Serpentine

Существующая с 1970 года галерея современного искусства Serpentine, c 2000 года приглашает именитых архитекторов для возведения временного павильона перед основным зданием галереи. Архитектор выбирается из числа тех, кто еще не построил в Великобритании ни одного объекта. Каждый павильон функционирует три месяца, после чего демонтируется и продается в частные коллекции.

Основное здание галереи Serpentine

Задание для архитекторов повторяется из года в год: за шесть месяцев нужно спроектировать и возвести павильон площадью не менее 300 кв. метров, который можно использовать днем в качестве кафе, а вечером как площадку для лекций, дебатов и представлений.

Заха Хадид, 2000

Zaha Hadid Architects

Пожалуй, первый павильон получился самым скромным, и это с учетом авторства Захи Хадид. В проекте сделана попытка переосмыслить идею навеса. Кровля поделена на треугольные сегменты, преломляющиеся в разных направлениях, создавая запоминающее внутреннее пространство.

Даниэль Либескинд, 2001

Studio Libeskind

Павильон, названный архитектором «Восемнадцать поворотов», представляет из себя динамическую композицию из ряда металлических панелей, закрученных относительно друг друга. Постройка активно взаимодействует с контекстом, отражая в алюминиевой поверхности фасада растительность парка и кирпичную кладку основного здания галереи.

Тойо Ито, 2002

Toyo Ito & Associates

Японский архитектор для создания павильона воспользовался наложенными друг на друга под произвольным углом сетками квадратной формы. Из получившегося паттерна сформирован параллелепипед, в котором чередуются заложенные и оставленные открытыми участки паттерна. Наглядно демонстрируется концепция павильона на видео:

 

Оскар Нимейер, 2003

Павильон соответствует принципам Нимейера, которое гласят, что любой хороший проект можно изобразить в легком наброске, и как только закончена конструкция, должно быть более или менее готово и всё здание. Павильон приподнят над землей и вход в основной пространство осуществляется по рампе, перекликающейся своим ярко-красным цветом с задним фасадом.

Вини Маас, 2004

MVRDV

Проект павильона галереи Serpentine. MVRDV, 2014

Голландские архитекторы, предложившие покрыть основное здание галереи искусственным холмом высотой 24 метра, так и не смогли воплотить свои идеи ввиду сложности проекта и ограниченности бюджета. Галерея Serpentine изначально обещала всё-таки соорудить павильон в последующие годы, но в итоге спустя несколько лет окончательно отказалась от этой затеи.

Алваро Сиза и Эдуарду Соуту де Моура, 2005

Álvaro Siza Architect

Дуэт португальских архитекторов спроектировал павильон, основанный на прямоугольной сетке из балок, изогнутых для создания динамического искривленного внутреннего пространства. Дерево, выбранное в качестве главного материала, подчеркивает связь павильона и окружающего его парка.

Рем Колхас и Сесиль Бальмонд, 2006

OMA

Рем Колхас в соавторстве с Сесиль Бавльмонд, создающей инновационные инженерные структуры, накрыл свой павильон белоснежным яйцеобразным надувным куполом, парящим над лужайкой парка. Под куполом расположен овальный зал для встреч и лекций, огражденный теми жеполикарбонатными панелями, что применялись в здании музея современного искусства «Гараж».

Заха Хадид и Патрик Шумахер, 2007

Zaha Hadid Architects

Для возведения павильона в 2007 году изначально галерея выбрала немецкого архитектора-инженера Фрая Отто, но спустя три месяца, поняв, что сложный проект не удастся построить в намеченные сроки, отказались от идеи и передала площадку архитекторам из датского бюро Snøhetta, которые, впрочем, также опаздывали на три недели.

Чтобы не нарушать расписания летних мероприятий трехнедельную паузу позвали заполнить Заху Хадид и Патрика Шумахера, попросив спроектировать их небольшой «предпавильон». За три дня по их эскизам был собран навес из композиции трех гигантских «грибов» высотой 5,5 метров, сделанных из сетчатого металлического каркаса с натянутой на него тканью.

Олафур Элиассон и Кецтил Торсен, 2007

Snøhetta

На смену временному павильону от бюро Захи Хадид, Snøhetta вместе с художником Олафуром Элиассоном представила деревянную структуру, напоминающую по форме волчок. Павильон, в отличие от предыдущих, имел в этот раз сразу два уровня. Широкая закрученная в спираль рампа, делая два оборота, вела на уровень главного зала, и далее на второй уровень, на смотровую площадку, с которой открывался вид на весь парк.

Фрэнк Гери. 2008

Gehry Partners

В это сложно поверить, но к 80 годам Фрэнк Гери так и не построил ни одного объекта в Великобритании. Галерея Serpentine не только предоставила ему эту возможность, но и позволила в какой-то мере вернуться к истокам своей деятельности и воплотить объект без использования знаменитых криволинейных форм. Павильон представляет из себя амфитеатр, накрытый остекленными деревянными панелями, которые, в свою очередь, подвешены к каркасу из массивных балок.

Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, 2009

SANAA

Японские архитекторы создали один и самых деликатных павильонов. Тонкая алюминиевая форма кровли как дым дрейфует среди деревьев. Павильон оставлен совсем без стен, позволяя беспрепятственно наслаждаться видами парка. Главного входа как такого также не предусмотрено.

Жан Нувель, 2010

Ateliers Jean Nouvel

Проектируя свой павильон, Нувель вдохновлялся символами Лондона — двухэтажным автобусом и телефонной будкой. В итоге из павильона получился ярко-красный арт-объект, напоминающий объекты парижского парка Ла-Виллет. Несколько утопленная основная площадка накрыта серий разноуровневых навесов, спускающихся с одной стороны к лужайке каскадом. Кубический полупрозрачный объем главного входа уравновешен с другой стороны наклонной 12-метровой стеной.

Петер Цумтор, 2011

В центре своего павильона Цумтор расположил вместо зрительного зала сад, который по задумке архитектора, должен сфокусировать внимание посетителя на наблюдении, нежели общении. Проект создан по подобию hortus conclusus, созерцательной комнаты, сада внутри сада, и подчеркивает роль чувств и эмоций в нашем восприятии архитектуры.

Жак Херцог, Пьер де Мерон и Ай Вейвей, 2012

Herzog & de Meuron, Ai Weiwei

К лондонской Олимпиаде галерея Serpentine пригласила творческий союз архитекторов Херцога и де Мерона и художника Ай Вейвей, работавших до этого над созданием Олимпийского стадиона в Китае. Наполовину заглубленный зал накрыт наполненной водой платформой, в которой как в зеркале отражается основное здание галереи. Платформа поддерживается 12 (по числу построенных павильонов) колоннами. К истории предыдущих павильонов также апеллирует и пространство зала, получившееся из наложения планов всех прошлых построек.

Со Фудзимото, 2013

Sou Fujimoto Architects

Фудзимото, в свои 41 год, стал самым молодым архитектором, принявшим приглашение галереи Serpentine. Павильон японского архитектора создан из металлических 2-сантиметровых трубок и представляет из себя полупрозрачную структуру по форме подобную облаку, которая по задумке автора должна была растворяться в пространстве парка.

Смилян Радич, 2014

Наверное, самый малоизвестный из числа приглашенных архитекторов, чилиец Радич вспоминают традицию искусственных руин — фолли. В поставленное на четыре вала кольцо из стеклопластика посетители попадают в павильон по рампе. Благодаря внешней оболочке, толщиной 10 миллиметров, массивная «каменная глыба» вечером превращается в притягивающий к себе объект.

Serpentine Sackler Gallery, 2013

Zaha Hadid Architects

В дополнение к ежегодным временным павильонам в 2013 году в пяти минутах ходьбы от основной галереи открылось второе здание под названием Serpentine Sackler Gallery. Автором выступила так полюбившаяся кураторам Заха Хадид. Новый комплекс состоит из двух объектов: классического здания ХIX века и современной пристройки, выполненный в присущих для бюро формах.

Фото © Serpentine Gallery, Hélène Binet, Sylvain Deleu, Nick Guttridge/VIEW, Richard Bryant/archaidimages, Peter Cook/VIEW, Sylvain Deleu, Sally Tallant, James Winspear/VIEW, John Offenbach, Luke Hayes/VIEW, Deborah Bullen, Nick Rochowski/VIEW 2014, Edmund Sumner/VIEW, James Newton/VIEW, Nick Guttridge/VIEW, Philippe Ruault, Walter Herfst, Hufton & Crow/VIEW, Luke Hayes, Iwan Baan, Zaha Hadid Architects

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще