100 лет Йео Мин Пею: 9 проектов архитектора, который превратил контраст в контекст

26 апреля архитектору Йео Мин Пею исполняется 100 лет. В 1983 году он получил Притцкеровскую премию за связь интерьера и экстерьера. Однако сам Йео Мин Пей считает себя мастером контекстуального подхода: способы бережного отношения к окружению за 52 года архитектор показал в трех частях света.

100 лет Йео Мин Пею: 9 проектов архитектора, который превратил контраст в контекст

Йео Мин Пей родился в Китае — в семье банкира, выучился в США — в Массачусетском технологическом институте (МТИ), а миру запомнился по Европе — его прославила треугольная пирамида в Лувре. Прославила, правда, критикой: местные и туристы решили, что она решительно не гармонирует с историческими фасадами королевского дворца. Сам Йео Мин Пей наоборот говорит, что его проекты — иллюстрация контекстного подхода. В интервью он даже ругает себя за «излишнюю контекстуальность».

Подход к контексту Йео Мин Пея легко объяснить на примере той же пирамиды Лувра. Она априори обращает на себя внимание: если бы проект находился в любом другом округе Парижа, то о нем бы говорили как о самостоятельной архитектуре. Но Большой Лувр в нескольких метрах от центральных достопримечательностей — туристы и местные воспринимают его только в связке с историческим дворцом. Большой Лувр рождает контекст: Пей хитро выделяет свой объект, одновременно привлекая внимание и к старому, уже всем привычному. В итоге Пей продлевает жизнь историческому памятнику — он обращается к прошлому, чтобы обеспечить ему будущее. Вместе с тем акцентирует внимание и на стеклянной — якобы не вписывающейся в существующую застройку — пирамиде.

За многолетнюю карьеру Йео Мин Пей разработал больше 50 генпланов и воплотил в жизнь около 200 проектов по всему миру. В честь юбилея архитектора мы выбрали девять реализаций — как и Большой Лувр, они одновременно и контекстуальны, и противоречивы.


Америка


Цель Пея — создавать «вневременные проекты». За формулировкой стоят конкретные принципы: броская работа на контрастах в формах, чуткое отношение к материалам и использование неочевидных связей с территорией. Так, в библиотеке архитектор обыграл объемы — главную функцию он сосредоточил в стеклянном кубе, а музей и театр опустил под землю, связав их с природой. В Филадельфии Пей использовал привычный взгляду местных кирпич для 31-этажных башен, а крыло галереи соединил с главным зданием подземными коридорами.

Библиотека Джона Кеннеди

Бостон, 1979


Небоскребы Society Hill Towers

Филадельфия, 1964


Восточное крыло Национальной галереи искусств

Вашингтон, 1978

 

Азия и Ближний Восток


На рубеже ХХ-XXI веков Йео Мин Пей на пике карьеры — и он не изменяет своему стилю. Архитектор продолжает подчеркивать контекст на уровне материалов, обращается к культурной самобытности и истории места, работает на контрастах. Например, один из самых знаменитых проектов — небоскреб в Гонконге — архитектор отделывает треугольными зеркальными пластинами, в которых отражаются элементы соседних построек и зеленые оазисы. Музей Михо — традиционный культурный проект для Востока: общественная функция вписана в ландшафт. Также архитектор использует характерный для Шиги известняк.


Небоскреб Bank of China

Гонконг, 1989


Музей исламского искусства

Доха, Катар. 2008


Музей Михо

Шига, Япония. 1997

 

Европа


Кроме Лувра в Европе Йео Мин Пея знают как автора спиралевидного музея в Берлине. Проекты обвиняли и в неуважении к историческим «соседям», и в вандализме, и в излишней вычурности. Но на практике проекты демонстрируют предельно бережное отношение к контексту, который проявляет себя на контрасте. В зеркальной пирамиде Берлина отражаются фасады, а музей князя Жана своей формой отсылает к башням старой исторической крепости. Парижский Лувр напоминает легкой конструкцией временный павильон — он настолько противоречит старинному королевскому дворцу, что автоматически обращает на него внимание.

Музей современного искусства князя Жана

Люксембург, 2006


Большой Лувр

Париж, 1993


Корпус Немецкого исторического музея

Берлин, 2003


Наследие Й.М. Пея


Йео Мин Пей придумал принцип многоуровневой контекстуальности. Она не заканчивается на реконструкции отдельных элементов, гармонии форм с окружающей постройкой, интеграции в ландшафт или использовании конкретных материалов. Контекстуальность для Пея — это комплекс принципов и контраст с окружающей застройкой.

Концепция сложилась еще 80 лет назад. Тогда Йео Мин Пей учился в Гарварде, его научным руководителем был Вальтер Гропиус. Студент подготовил проект художественного музея в Шанхае — Гропиус назвал его лучшим. Архитектор решил следовать аутентичной китайской стилистике с садом в центре, но при этом использовать модернистские формы. Так Йео Мин Пей показал на контрасте диалог старого с современным. Это было смело, противоречиво и ново. Тем постройки Йео Мин Пея и запомнятся потомкам.

РАССЫЛКА arch:speech