10 поводов сходить на выставку «Палладио в России»

24 апреля в Музее-заповеднике «Царицыно» и Музее архитектуры им. А.В. Щусева открывается выставка «Палладио в России». Это, без преувеличения, один из самых масштабных музейных проектов нынешний весны, озаглавленный удачным каламбуром. Итальянский зодчий позднего Возрождения, живший в XVI веке, никогда не был и не мог быть в России. Но его идеи повлияли на отечественную архитектуру гораздо сильнее, чем «исконно русские» образцы. Мы составили список из десяти причин, зачем на выставку нужно идти обязательно.

10 поводов сходить на выставку «Палладио в России»

Выставка «Палладио в России»

1. Познакомиться с самым влиятельным архитектором в мире

Историки архитектуры единодушно признают Андреа Палладио (1508–1580) человеком, оказавшим самое сильное влияние на развитие архитектуры нового времени. Его постройки — вилла Ротонда, вилла Фоскари, церковь Сан-Джорджо Маджоре и другие — считаются идеальными с точки зрения композиции. А идеи, высказанные в знаменитом трактате «Четыре книги об архитектуре», послужили базой для стиля классицизм, который неизменно возвращается — хотя бы раз в столетие.

Выставка «Палладио в России»

2. Узнать, кто стоял у истоков архитектурной науки в России

Известно, что архитектурная школа появилась в России благодаря Петру I. Он посылал талантливых русских зодчих учиться в Европу, где те знакомились со всеми премудростями науки. В 1699 году появился первый трактат об архитектуре на русском языке, авторство которого приписывают сподвижнику Петра — одному из князей Долгоруковых. В заглавии сочинения стоит имя Палладио, то есть в сознании людей того времени итальянский зодчий маркировал целое новое для страны культурное явление — архитектуру.

Выставка «Палладио в России»

3. Научиться распознавать черты «палладианства» во всех классических стилях — от барокко до модерна

На протяжении трехсот лет, прошедших с появления трактата, дух Палладио не покидал Россию. Классическая линия, восходящая к его идеям, может проявляться сильнее или слабее, но никогда не исчезает полностью. Наибольшей популярности она достигала при Екатерине II, пригласившей в Россию архитекторов Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги. А вслед за ними — в работах русского архитектора Николая Львова. Второй всплеск пришелся на 1900-е годы, когда господствующим стилем стал неоклассицизм. Работы этих периодов будут представлены в Музее-заповеднике «Царицыно».

Выставка «Палладио в России»

4. Выяснить, что общего между Мельниковым, Жолтовским и Бродским

Словосочетание «советское палладианство» звучит несколько непривычно, но на самом деле прекрасно отражает архитектурный процесс. Известно, что поклонником Палладио был Константин Мельников. Если присмотреться к его работам, то в них и впрямь можно увидеть базовые принципы, сформулированные итальянским зодчим — конечно, сильно преобразованные искусством авангарда. А в сталинскую эпоху классическая линия уже расцветает во всей красе, не пытаясь скрыться за элементами других стилей: целый зал Анфилады главного здания Музея архитектуры посвящен Ивану Жолтовскому. Точку в экспозиции ставит работа современного архитектора Александра Бродского.

Выставка «Палладио в России»

5. Посетить сразу две ведущие московские площадки

За три столетия скопилось такое количество материала, что показать его весь в одном здании оказалось невозможно. Поэтому выставка разбита на две части. В Музее-заповеднике «Царицыно» представят работы XVIII–XIX веков («от барокко до модерна»), а в Музее архитектуры — произведения XX века.

Выставка «Палладио в России»

6. Посмотреть редкую русскую живопись и графику XIX-XX веков

Идеи Андреа Палладио настолько глубоко проникли в русское искусство, что их можно увидеть и за пределами зодчества. Поэтому в экспозиции представлены не только архитектурные рисунки, проекты, чертежи и модели, но и живопись и графика Левицкого, Боровиковского, Борисова-Мусатова, Судейкина, Грабаря, Бенуа, Добужинского, Кандинского и других.

Выставка «Палладио в России»

7. Оценить фонды более двадцати организаций-участников

Такой охват и масштаб выставки стал возможен благодаря участию в ее подготовке более двадцати организаций, предоставивших малоизвестные произведения из своих фондов. Среди них Эрмитаж, Третьяковская галерея, подмосковные усадьбы «Останкино», «Кусково» и «Архангельское», петербургские пригороды «Петергоф», «Павловск» и «Царское Село». А также музеи Твери, Череповца, Пскова и Перми, частные собрания, архивы и библиотеки. И это далеко не полный список.

Выставка «Палладио в России»

8. Сравнить свои впечатления с гостями выставки в Венеции

Московская выставка создана на основе проекта «Палладио в России. От барокко до модернизма / Russia Palladiana. Palladio e la Russia dal Barocco al Modernismo», прошедшего в сентябре-ноябре 2014 года в венецианском музее Коррер. Итальянская экспозиция была организована ГМВЦ «РОСИЗО» при участии Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева в рамках Года туризма России в Италии. Успех этого проекта послужил основой для расширенной выставки в Москве.

Выставка «Палладио в России»

9. Провести уикенд в «палладианском стиле»

В первые выходные работы выставки — 25 и 26 апреля — в Музее архитектуры намечена обширная программа. В субботу в 12:00 пройдет презентация каталога, а с 13:00 до 15:00 состоится дискуссия «Русское палладианство: национальные особенности», в которой примут участие архитекторы и исследователи архитектуры А.А. Аронова, М.М. Алленов, В.Г. Басс, С.М. Бархин, А. Бархин, О.С. Евангулова, Д.В. Парамонова, И.Е. Путятин, Ф. Росси, И.И. Тучков, М. Филиппов, В.М. Успенский, М. Атаянц, М.Б. Филиппов.

Воскресный день отдан под экскурсии и лекции. В 12:00 начнется детская экскурсия, а в 14:00 детский мастер-класс, организованные Детской творческой студией Союза московских архитекторов. После обеда стартует взрослая программа: в 16:00 лекция архитектора Максима Атаянца «Паллади и современная российская архитектура», в 18:00 авторская экскурсия по выставке куратора Василия Успенского.

Выставка «Палладио в России»

10. Утащить «кусочек Палладио» к себе

Московская выставка «Палладио в России» продлится до 26 июля, но уникальный каталог, созданный кураторами — сотрудниками Эрмитажа А.В. Ипполитовым и В.М. Успенским — сделает редкие экспонаты доступными для широкой публики. Это издание стоит приобрести для домашней библиотеки, ведь идеи Палладио никогда не стареют.

РАССЫЛКА arch:speech