10 ошибок при создании портфолио архитектора

Почему проекты не главное в портфолио? Зачем нужно ограничиваться несколькими объектами? Можно ли добавлять совместные проекты? Как все не испортить подписями? Во всех этих вопросах редактор archspeech Константин Каминский разбирался на примере десяти самых распространенных ошибок при создании архитектурного портфолио.

10 ошибок при создании портфолио архитектора

Мы уже публиковали материал о пяти базовых принципах портфолио. Они актуальны и сегодня, однако, как показывает практика, лучше всего получается учиться на ошибках. Чтобы свести их к минимуму, приводим десять популярных заблуждений, которые часто встречаются в портфолио архитекторов и студентов.

1. Не пытайтесь включить в портфолио все работы


Перед составлением портфолио задумайтесь, сколько времени действительно сможет уделить просматривающий его человек, чтобы оценить ваши работы. Максимум удастся получить 5 минут внимания, которых точно не хватит для вдумчивого изучения 50 страниц, исписанных мелким текстом.

Американский архитектор Брендан Хаббард для ознакомительного портфолио, отправляемого по электронной почте, и вовсе предлагает ограничиться двумя страницами. Может быть, это совсем радикальный метод, но он заведомо имеет больше шансов на успех, нежели многостраничные издания.

 

2. Расскажите историю вместо набора проектов


Контента в интернете становится так много, что пользователи за секунды пролистывают ленты и архитектурные блоги в поисках интересных решений. Чтобы избежать подобной участи и захватить внимание потенциального работодателя, не собирайте портфолио из идущих друг за другом однотипных страниц с изображениями проектов. Вместо этого постарайтесь связать их в одну повествовательную цепочку с несколькими ключевыми понятиями.

3. Посвятите рассказ не работам, а собственной персоне


Важно понимать, что портфолио — это прежде всего отображение индивидуальности, способа мышления и творческого мировоззрения. При изучении портфолио вас хотят узнать прежде всего как личность, а не прочитать о владении нужными программами, для чего было бы достаточно выдать типовое задание или запросить рабочие файлы.

 

4. Проекты и реализации — действительно не самое важное


Если третий пункт вас не убедил, то повторимся еще раз: важно не то, что вы делали за последние годы, а как вы это делали. Возможно, отдельный проект лучше проиллюстрировать отвлеченной фотографией или текстом, раскрывающим ваш подход. Например, мы уже рассказывали о системе архитектурной школы МАРШ и, в частности, публиковали архитектурный дневник Надежды Чадович, где в емких заметках на полях к проекту вырисовывается и личность автора, и суть проекта.

На эту же тему рассуждал и американский архитектор Боб Борсон, автор популярного блога Life of an Architect. В одной из своих заметок Боб пишет, что за всю жизнь больше всего ему запомнилось портфолио, где архитектор рассказывала подробно о реставрации машины. Казалось бы, тема совсем не связана с архитектурой, но все работники офиса запомнили это портфолио и отметили любовь автора к деталям, преданность делу и хорошую работу с поставщиками.

5. Не публикуйте то, чем не захотите заниматься


Составив портфолио из одних рендеров, будьте готовы, что вас примут на работу, прежде всего, как умелого 3D-визуализатора. Чтобы не попасть в ситуацию, когда ожидания от работы не совпадут с реалиями, покажите ваши приоритеты сразу и используйте в портфолио только те форматы и проекты, которыми вы хотите заниматься в дальнейшем.

6. Совместные проекты не запрещены


Часто возникают сомнения: стоит ли использовать в портфолио проекты, разработанные в авторском коллективе. Можно ли использовать общие изображения для контекста? Или только публиковать лично выполненные детали и узлы? Адекватным будет любой вариант, который лучшего всего вписывается в общую канву вашего рассказа. Главное, честно указать авторство, не забыв упомянуть коллег.

 

7. Обойдитесь без экспериментов в типографике


Типографика — консервативная область с множеством нюансов, каждый из которых прошел долгую историю формирования. Поэтому лучше не изобретать причудливый велосипед, а следовать устоявшимся базовым правилам. Пусть внимание привлекают ваши проекты, а не цвет и разнообразие странных шрифтов.

8. Единого формата не существует


Нет никаких стандартов в выборе формата, цвета, материала либо состава портфолио архитектора. Подойдет любое решение, которое лучше расскажет об авторе. Например, первокурсник МАРШа Денис Гаврилин при поступлении в школу составил портфолио из 10 открыток-проектов. На лицевую сторону каждой открытки студент вынес заглавный вопрос проекта, на который он пытался ответить конкретной работой. Кстати, Денис ведет личный блог, рассказывая о процессе архитектурного образования.

Портфолио архитектора

9. Не забывайте про видео


Собственно, блог сам по себе может стать заменой традиционному портфолио. Так, Андрей Елбаев из бюро «Остоженка» ведет канал на Youtube о буднях профессии. В этих видео архитектор как рассказывает о текущих проектах, так и размышляет на отвлеченные темы, позволяя зрителю лучше понять свое авторское видение архитектуры.

Тем же путем пошел и молодой архитектор Этьен Дюваль. Мечтая работать в студии Бьярке Ингельса, Этьен решил записать видеоверсию портфолио, которое сразу разошлось по интернету подобно вирусу. Несмотря на шуточный характер, ролик наглядно демонстрирует все перечисленные выше пункты, подтверждая важность каждого из них. Ведь в итоге Дювалю удалось добиться цели — получить приглашение на собеседование в датское бюро.

10. Не бойтесь переспросить


Но представьте, если бы письмо с этим видео попало в спам или по ошибке было бы удалено, так и оставшись непрочтенным. Автор бы подумал, что идея не сработала, хотя его письмо просто не дошло до адресата. Поэтому никогда не будет лишним запросить ответа или переспросить, особенно если от этого шага может зависеть весь ваш дальнейший путь в архитектуре.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще